как правильно вести себя на интервью

Ф. Эндикот из Бостона, США, на основе опроса менеджеров по персоналу провел ранжирование причин, по которым отказывают претендентам на получение работы. Думаете, на первом месте оказалось что-нибудь связанное с профессиональным опытом или квалификацией? Отнюдь нет! Причина номер один: “Жалкий внешний вид”.

Внешний вид человека - это не только одежда, обувь или прическа. Человек может быть одет достаточно скромно, но держаться с достоинством и уверенно. И не будет иметь жалкого вида.

При подготовке к собеседованию и на самом собеседовании многие соискатели работы делают упор на содержание вопросов интервьюера и на содержание своих ответов. Но даже правильные ответы не дадут должного эффекта, если поведение соискателя по форме не является правильным.

Что же главное для вас на собеседовании в кадровом агентстве или в компании? Конечно же, понравиться рекрутеру или менеджеру по кадрам. Добиться этого кандидаты пытаются разными способами. Но не все из них помогают получить желаемый результат. Некоторые из имеющихся у вас в резерве приемов могут сработать с точностью “до наоборот”.

Внешний вид

Если вы хотите достичь высот в искусстве самопрезентации, то есть смысл проштудировать специальный учебник (такие книги уже можно найти в продаже). Но, как минимум, нужно одеваться и выглядеть уместно. Универсальной одеждой является деловой костюм. Не должно быть экстравагантностей в цвете, в запахе (резкие духи), в косметике. Мужчине в этом проще. Но помню случай, когда кандидат, претендующий на работу со скромной оплатой, был отклонен заказчиком из-за дорогих золотых часов швейцарского производства, которые были у него на руке. Они оказались неуместными.

Приход на интервью

Лучше прийти несколько раньше, но не торопиться досрочно попасть к интервьюеру. Лучше побыть в офисе, присмотревшись к тому, как он выглядит и что в нем делается, если есть такая возможность (а она часто есть). Это хороший способ лучше узнать фирму, с которой вы имеет дело.

Если вы входите в служебное помещение, не следует стучать в дверь. Довольно типичная ошибка, являющаяся переносом нормы бытового этикета на ситуацию делового общения. Просто откройте нужную дверь, осмотритесь, и выберите, к кому обратиться. А тот, кто стучится в дверь, невольно демонстрирует свою неуверенность, хотя это обычно является следствием незнания правил делового этикета.

Как правильно сесть

Иногда, когда вам предлагают сесть, у вас есть возможность выбора места, а иногда единственный предлагаемый вам стул стоит не лучшим образом. Например, так, что вы оказываетесь к интервьюеру боком. Не нужно стесняться повернуть или переставить стул, создавая удобное пространство общения. Тот, кто ведет себя так, уже закладывает в голову интервьюера мысль о том, что тот имеет дело с кандидатом, достаточно уверенным в себе, инициативным, с организаторской жилкой. А тот, кто пассивно удовлетворяется неудобным местом, уже начинает производить жалкое впечатление.

Поза

Своей позой мы тоже формируем впечатление о себе. Иногда кандидат, пришедший с портфелем, папкой или сумочкой, держит это у себя на коленях. Лучше найти место и отложить свою сумку, освободив руки. Свободные руки могут пригодиться, когда вы начинаете рассказывать и убеждать.

Поза должна быть достаточно открытой. Плохо, если руки все время соединены “в замок”. Лучше, если они лежат на коленях или на столе (хотя бы одна рука). Старайтесь быть повернутым к интервьюеру, чтобы у него не возникло ощущение вашей отстраненности. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза “нога на ногу” некоторым интервьюерам не нравится, будьте осторожны. В какой-то мере можно “зеркалить” позу интервьюера. Если он положил ногу на ногу, то и вам , скорее всего, можно это сделать, если для вас привычна эта поза.

Зрительный контакт

Некоторые придерживаются ошибочного мнения, что смотреть в глаза собеседнику неприлично. А некоторые просто не задумываются об этом. И во время собеседования слишком часто смотрят в потолок или в сторону, а не на интервьюера. Это одна из распространенных ошибок.

Информация передается от человека к человеку не только словами, но интонацией, позой, жестами, мимикой. Когда вы внимательно смотрите на говорящего интервьюера, вы включаете все каналы восприятия информации. Вы лучше поймете его. И произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. А отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида.

Также очень важно смотреть на интервьюера, когда вы говорите. Ваша речь становится более убедительной. Наблюдая за выражением лица, позой и движениями слушающего вас человека, вы легче можете понять, как он воспринимает ваши слова. И при необходимости скорректировать свой ответ или рассказ. Если вы хотите научиться лучше понимать то, что человек выражает без слов, почитайте, например, прекрасную книгу А. Пиза “Язык тела”.

Жестикуляция

Трудно убедительно говорить, если ваши руки связаны. Но многие сами себя связывают, соединив, например, руки “в замок” или прилепив их к коленям. Умеренная и правильная жестикуляция делает вашу речь более убедительной. Интересно, что жестикуляция тесно связана со зрительным контактом. Тот, кто не смотрит на собеседника, обычно не делает никаких полезных жестов. Но чаще позволяет себе “сорные” движения. Например, крутит в руках авторучку или теребит что-нибудь. “Сорные” жесты обычно, причем часто неосознанно, воспринимаются как признаки волнения и неуверенности кандидата.

Паузы

Тот, кто хочет хорошо и убедительно говорить, должен уметь держать паузы. Например, высказав одну или несколько мыслей, остановиться. И внимательно смотреть на собеседника, как бы ожидая от него обратной связи. Часто при этом может быть получена информация, позволяющая точнее построить дальнейший ответ или рассказ. А вот если вы замолчали и смотрите в сторону или в пол, у собеседника может возникнуть мысль, что вам нечего больше сказать. Так что правильная пауза должна сопровождаться правильной позой, правильным взглядом и правильным выражением лица.

Иногда интервьюер может паузой испытывать претендента на работу. Интервьюер задал вопрос, вы ответили. Интервьюер молчит. Создается стрессовая ситуация. Тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается что-то добавить, хотя на вопрос он уже ответил. Такое “дополнение” очень часто работает против кандидата. Нужно уметь выдерживать паузы, демонстрируя своим внешним видом спокойствие, внимание и готовность к продолжению беседы.

Мимика

Типичный американский призыв “Smile!”, улыбайтесь. Работодатель скорее пригласит на работу благополучного победителя. Если вы улыбаетесь, то у вас больше шансов показаться именно таким человеком. А если вы говорите все время со скучным или напряженным выражением лица, то у вас меньше шансов произвести позитивное впечатление. Но, разумеется, все хорошо в меру. Не следует улыбаться непрерывно, это тоже плохо. Если же улыбка приходит на ваше лицо достаточно частым гостем, в том числе в паузах, которые вы делаете после ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.

Тот, кто не только говорит правильные вещи, но и говорит эти вещи правильно, при прочих равных скорее произведет на работодателя хорошее впечатление и получит предложение работы.

Не давите на жалость

Есть соискатели, которые стараются разжалобить интервьюера, чтобы получить работу. На собеседовании они начинают рассказывать о своем сложном финансовом положении, семейных неприятностях, проблемах со здоровьем и других обрушившихся на них бедах. “Ну возьмите меня хоть кем-нибудь!” - чуть ли не умоляет такой кандидат своего собеседника. Но, скорее всего, подобная тактика ни к чему хорошему не приведет. И вовсе не потому, что напротив вас сидит совершенно бессердечный формалист, не желающий войти в ваше положение. Пожалеть-то вас, он может, и пожалеет, но работу вы все равно не получите. Дело в том, что работодателям нужны успешные, уверенные в себе профессионалы, а не нытики-неудачники. “Если этот человек и свои-то проблемы решить не способен, то уж с производственными он точно не справится”, - примерно к такому выводу приходят многие руководители после встречи с соискателем, пытавшимся во время собеседования “давить на жалость”. Понятно, что приглашения на вторую встречу в их компанию такой кандидат не получит.

Не “заговаривайте” собеседника

Некоторые кандидаты болтают на собеседовании буквально без умолку. В том числе и на темы, далекие от их будущей работы: о погоде, прошедшем отпуске, политике и так далее. Для одних это просто обычная манера поведения, для других - способ справиться со стрессом и продемонстрировать свою общительность. Но и тем, и другим следует ради собственного же блага попридержать язык за зубами.

  • Когда я встречаюсь с болтливым кандидатом, - рассказывает Сергей Сомин, менеджер по кадрам одного из московских предприятий, - у меня сразу появляется мысль: этот словесный поток у него от волнения или человек по природе настолько неорганизован? Может, он и на рабочем месте будет всех отвлекать своей болтовней? Я как профессионал вообще настороженно отношусь к тем, кто склонен много разговаривать не по теме. У таких людей часто вместо дела - одни разговоры.

Не допускайте фамильярности

Бывает, стремясь подчеркнуть свой профессионализм, соискатель “давит” на интервьюера своими знаниями, пытается лидировать, фамильярничает с менеджером. Особенно часто такое случается, когда кандидат старше своего собеседника. Но и это, и то, что интервьюер действительно не силен в вашей профессии, не повод не соблюдать “правила игры”, принятые на собеседовании. Вы что же думаете, что ваша “крутизна” до глубины души поразит менеджера, и он с готовностью распахнет вам навстречу свои объятия? Ничуть не бывало! Скорее, вас сочтут заносчивым типом, который не умеет общаться, не сможет ужиться в коллективе. Такой вывод однозначно не повысит ваши шансы занять вакантное место.

Не ругайте прежнюю компанию

Еще один достаточно часто (и совершенно напрасно!) используемый кандидатами способ понравится на собеседовании - критика предыдущей компании в целом и ее руководства в частности. Тем самым соискатель пытается самоутвердиться за чужой счет: типа, они такие-сякие, а я - весь в белом, они не ведали, что творили, а я подмечал каждую их ошибку. Имейте в виду: подобными гневными обвинениями вы только дадите работодателю повод подозревать вас в том, что его компании вы тоже можете быть неверны. Вдруг через некоторое время вы и его будете обвинять во всех смертных грехах, описывая в красках на собеседовании в следующей компании, что и как он делал неправильно? Вряд ли кого-то из руководителей обрадует такая перспектива.

Кстати, хвалить прежнего начальника на собеседовании тоже не рекомендуется. Тем самым вы как бы навязываете новому шефу свой стандарт подходящего руководителя. Вряд ли ваш босс готов ему соответствовать. Он наверняка считает, что и он сам, и его компания - явления уникальные по определению, поэтому их просто нельзя ни с кем и ни с чем сравнивать.

А как правильно?

Собеседование в кадровом агентстве или в компании с большей долей вероятности пройдет успешно, если вы будете:

придерживаться дружески официального тона беседы;

отвечать на вопросы прямо, четко и коротко, а главное - предварительно подумав над ответами;

проявлять особую сдержанность, если тема разговора не касается напрямую служебных обязанностей. Такую беседу можно поддержать, но самостоятельно развивать тему, далекую от работы, не стоит.

После окончания собеседования поблагодарите интервьюера за уделенное вам время. В любом случае вы провели его с пользой: даже если устроиться на работу по каким-то причинам в этот раз не получилось, на следующем собеседовании вам наверняка пригодится уже имеющийся опыт встреч и общения с работодателем или рекрутером.

И помните:

Если приходя на собеседование, вы ощущаете себя студентом на экзамене, то и ведете вы себя как студент. В такой ситуации очень сложно держаться с достоинством, которое необходимо для достижения положительного результата.

Держаться с достоинством легко в том случае, если вы действительно хороший специалист, соответствующий своей должности. И если вы знаете себе цену (правильную). Но в реальной жизни даже “стоящие” кандидаты иногда держатся очень неуверенно, даже робко. Это может определяться и особенностями характера, и жизненными обстоятельствами (например, неудачными опытами в поиске работы). Такой человек любой задаваемый ему вопрос воспринимает как экзаменационный.

Но на экзамене экзаменатор обычно задает вопросы, по которым ему известны правильные ответы. На собеседовании такие ситуации являются скорее исключением, чем правилом. В этом и заключается принципиальная разница. На экзамене важно, что вы говорите. А на собеседовании, в первую очередь, как вы говорите. По тому, как вы говорите, часто делается заключение о ваших деловых и личностных качествах.

Именно поэтому существуют специалисты, которые умеют “продавать” себя на рынке труда. И существую те, которые не умеют этого делать или делают это плохо.

22 лайка

Завтра на интервью иду - попробую применить это на практике. Если не возьмут, держитесь!
Репетиции перед зеркалом и подружкой (еще одна “специалистка по продаже себя”) показали, что не очень получается только вот это “высказав одну или несколько мыслей, остановиться”. Подружка советует мне вообще молчать, склонив голову немного так набок, улыбаться, и внимательно смотреть на собеседника, как бы ожидая от него обратной связи. Как думаете, сработает?

Советую зайти на youtube и посмотреть по ключевым словам “прохождение интервью”, “как себя вести…” и т.п., есть много интересного. (на англ ессно)

3 лайка

Даже не знаю, что и написать теперь.
Нет, я получила, что хотела, но как же мало я хотела!

Оффер мне дали и я его подписала.
Теперь испытываю одновременно два чувства - удовлетворения и неудовлетворенности. Мне лично всегда одинаково трудно как недоговорить, так и недомолчать.
А по поводу своего интеллекта комплексуют только блондинки с маленьким размером груди.

уф, пронесло:)
P.S. Поздравляю с получением офера. Что то радостью от вас не веет? Чем остались недовольны?

1 лайк

Ну, как-то все так быстро закончилось, я и разогреться-то не успела. А где же вот эта борьба взглядов, пауз, поз и пр.? Где эти трудности-опасности и подводные камни, о которых предупреждали большевики?
Где-то меня точно кинули!
:mda:
P.S. Вот еще статейка по теме: http://www.jobmarket.com.ua/ru/articles/show/Sobesedovanie_vash_jazyk_zhestov/instruction/

Может, Вы денег мало стребовали? :slight_smile:

Вы прочитали мои мысли, да? Это же первое, что пришло мне в голову! Точно, продешевила, блин :letmein:
Но потом я вспомнила, что о деньгах разговора не было. То есть вообще.
Не было вот этого “сколько берете за свои услуги?”, “а сколько у вас есть?” и т.д. и т.п.
Но потом еще вспомнила, что в Интернете, когда вывешивала резюме, кликала на 80,000, была уверена, что это пустая формальность. Думаете, прочитали и сразу поверили? Пожалуй, надо бы еще темку “Как правильно вести себя ДО интервью”

Все равно хорошо. Это ваша первая работа в Штатах? Кстати, если не секрет на какую специальность/позицию вы подавали?

Постоянная - первая
Подавали мы на все, что предлагалось в диапазоне 80К, а оффер дали на Client Delivery Analyst