[b]Заявление экс-кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Козулина: «А.Лукашенко должен предстать перед Международным трибуналом за преступления против своего народа и человечности»
Граждане Беларуси,[/b]
представители иностранных государств и международных организаций!
Сегодня, 20 сентября 2006 года, с чувством глубокой ответственности за будущее своей страны я обращаюсь к вам с этим Заявлением. Я убежден, что именно сегодня белорусские граждане должны однозначно установить для самих себя и заявить для всего мира о нашей твердой позиции и решимости привести Республику Беларусь в конституционные рамки. После так называемых выборов президента весной этого года мы уже перешагнули тот Рубикон, за которым остались ложь, страх и беззаконие. Сегодня мы готовы на самые решительные действия, которые приведут нас к победе свободы, справедливости и демократии.
Белорусы! Мы своевременно не смогли оценить свою свободу: в 1991 году мы ее, как и независимость страны, получили без борьбы, словно подарок с небес. Может потому и не сберегли эти непреходящие ценности в 1994 году, когда одному человеку было позволено преступать законы, растаптывать мораль, возомнить себя «немного выше Бога». Белорусы часто повторяли «лишь бы не было войны», и не заметили, как облеченный их доверием президент А.Лукашенко развязал «холодную гражданскую войну» против своего народа. В центре Европы на пороге ХХI века зародился режим с фашистской сущностью. Сотни тысяч, миллионы белорусских граждан не могут найти защиту у закона, у своего государства. Диктатор бросил вызов европейской цивилизации, всему мировому сообществу, нагло и цинично насмехается над основополагающими принципами и идеалами.
Ранее я неоднократно заявлял, в том числе в своих обращениях в Конституционный и Верховный суды, о неправомерности участия гражданина Лукашенко в выборах, об антиконституционном перевороте, который он совершил, об угрозе лукашизма, нависшей над миром. Меня тревожит угроза потери экономической и политической независимости Беларуси, исчезновения белорусского языка, культуры, белорусской нации.
Еще раз утверждаю, что в соответствии с Конституцией и Законом Республики Беларусь о президенте с сегодняшнего дня заканчивается второй срок президентских полномочий А.Лукашенко.
Необходимо дать оценку нарушениям законности Александром Лукашенко в период его пребывания у власти в Республике Беларусь, учесть нелегитимность его президентства и предпринять все необходимые меры против белорусского диктатора.
Вся деятельность А.Лукашенко с 1995 года по настоящее время – это цепь незаконных действий, приведших к нелегитимности власти в Республике Беларусь. Уже спустя полгода после своего избрания Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко, выбросив из парламента протестующих депутатов оппозиции, назначил первый референдум. Как человек, не помнящий своего родства, А.Лукашенко с помощью этого голосования стремился в личных интересах лишить белорусский народ исторической памяти: были отменены национальные флаг, герб, понижен статус белорусского языка, приуменьшена ценность суверенитета страны.
В том же 1995 году в Беларуси прошли выборы в парламент страны – Верховный Совет, ставшие последними относительно свободными и справедливыми выборами. Но А.Лукашенко даже со сформированным под контролем исполнительной власти составом Верховного Совета 13 Созыва сосуществовать не смог: президентские решения все чаще нарушали имеющие большую юридическую силу законы, принимаемые парламентом. В итоге, целый ряд указов президента признавались Конституционным судом Беларуси не соответствующими основному закону страны, но должной реакции от А.Лукашенко на эти судебные решения не было. А.Лукашенко открыто и цинично продолжал нарушать клятву, данную им в 1994 году при вступлении в должность Президента Беларуси, и законы страны. Стал вопрос о возбуждении в парламенте процедуры импичмента президента. А.Лукашенко с целью сохранения и усиления своей личной власти решил изменить конституцию, отринув систему правления с неугодным ему парламентом, инициировав референдум в ноябре 1996 года.
Подменив рекомендательный характер этого плебисцита на обязательный, совершив другие нарушения, А.Лукашенко узурпировал демократические конституционные полномочия депутатов Верховного Совета, продлив свои расширенные полномочия еще на два года.
В Беларуси при Верховном Совете13 созыва в связи с проведенным референдумом по изменению конституции была сформирована специальная комиссия по правовой оценке нарушений Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко Конституции и законов Республики Беларусь, которую возглавил депутат В.Гончар. По итогам работы данной комиссии было сделано Заключение, которое констатировало, что в результате принятия новой редакции Конституции в 1996 году в Республике Беларусь произошел захват государственной власти Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко.
В Заключении комиссии также указывалось, что Конституция в редакции 1996 года установила неограниченную монополию личной власти Президента Республики Беларусь А.Лукашенко. Возможность смещения с должности Президента Республики Беларусь преобразовалась в декларативную норму. В Беларуси призрачной стала и возмож¬ность проведения свободных демократических выборов. Согласно Заключению, очередные президентские выборы должны были пройти 16 мая 1999 года, а не в 2001 году, поскольку даже редакция Конституции с инициированными А.Лукашенко изменениями не продлевала на два с половиной года исполнение обязанностей Президента страны.
До 20 июля 1999 года, к завершению полномочий президента Лукашенко, оппозиционные структуры под эгидой незаконно распущенного Верховного Совета стремились провести соответствующие президентские выборы, однако это реализовать не удалось. Исполнение обязанностей главы государства должно было перейти к спикеру парламента С.Шарецому, который и должен был назначить дату повторных выборов. Затем депутаты планировали провести очередную сессию ВС за пределами Беларуси с определением того, кто будет выполнять обязанности Президента в случае ареста С.Шарецкого, а также выбрать страну пребывания для белорусского правительства в изгнании. Но репрессии авторитарного режима А.Лукашенко при попустительстве мирового сообщества поломали планы оппозиции по сохранению в Беларуси конституционной законности.
Президентские же выборы в 2001 году прошли с множеством грубейших нарушений и принесли «элегантную победу» белорусскому диктатору. Эти выборы, как и все после конституционного переворота 1996 года последующие выборы в Беларуси, были признаны ОБСЕ недемократичными. В стране по действующей Конституции создана система, когда официальные итоги подсчета голосов не имеют ничего общего с тем, как люди проголосовали в реальности. А.Лукашенко лишил избирателей Беларуси фундаментального права человека – свободного волеизъявления на выборах.
Ужасают также другие факты: большинство из тех, кто в разное время претендовал на президентскую должность или участвовал в президентских выборах, и при этом мог бы составить достойную конкуренцию А. Лукашенко, пострадали: исчезли, скоропостижно умерли, или были посажены в тюрьму, т.е. были нейтрализованы или уничтожены (Г. Карпенко, В. Гончар, М. Чигирь, Л. Калугин, С. Скребец, М. Маринич и другие).
Во всем цивилизованном мире особую обеспокоенность вызывают факты насильственных похищений в Беларуси известных политических и общественных деятелей страны – Ю.Захаренко, В.Гончара, А.Красовского и Д.Завадского. Национальным следствием установлено, и это получило отражение в докладе спецдокладчика Комитета ПАСЕ Х.Пургуридеса, что похищения этих людей для последующего физического устранения были связаны с их общественной деятельностью, политическими убеждениями, и были осуществлены организованной преступной группой («эскадроном смерти»).
Деятельность этой группы проходила под личном покровительством, с использованием своего служебного положения высоких должностных лиц правоохранительных органов Беларуси, среди них: В.Шейман, Ю.Сиваков, В.Наумов, Д.Павличенко, Н.Карпенков.
Страны-члены Комиссии ООН по правам человека 15 апреля 2004 г. приняли резолюцию, осуждающую «несоблюдение прав человека в Беларуси» с серьезной озабоченностью тем, что «высшие должностные лица правительства Беларуси были причастны к насильственному исчезновению и/или казни без надлежащего судебного разбирательства трех политических противников нынешних властей в 1999 году и одного журналиста в 2000 году». Резолюция настоятельно призывает правительство Беларуси уволить этих должностных лиц или отстранить их от исполнения служебных обязанностей, а также провести независимое и полное расследование подобных дел. В резолюции подчеркивается, что все виновные должны предстать перед независимыми трибуналами.
До настоящего времени официальной белорусской властью во главе с А.Лукашенко, публично заявившим, что «я несу ответственность за все эти исчезновения», ни одно из дел не расследовано, а, наоборот, блокируется. Имеющиеся в распоряжении следствия материалы позволяют сделать вывод о причастности лично А.Лукашенко к похищениям и физическому устранению политических оппонентов.
В дальнейшем, преследуя корыстную цель бессрочного нахождения на высшем государственном посту, А. Лукашенко 7 сентября 2004 г. издал специальный указ по проведению осенью 2004 года очередного республиканского референдума, совмещенного с парламентскими выборами. Данный указ вызвал критику не только среди юридической общественности Беларуси, но и международных организаций, поскольку указ противоречил Конституции и Избирательному кодексу Республики Беларусь.
Референдум и выборы в парламент 2004 года вновь не были признаны демократическими и свободными. По результатам независимого наблюдения, организованного гражданской инициативой «Партнерство», социологического опроса балтийской службы Института Гэллапа в выборах и незаконном референдуме приняли участие не более 50% избирателей, предложение А.Лукашенко по изменению конституционной нормы о сроках президентства поддержали только 48% избирателей. Неконституционный характер назначения референдума, многочисленные нарушения законодательства при его проведении, позволяют утверждать, что А.Лукашенко с организаторами референдума совершили действия, направленные на изменение конституционного строя, захват и удержание неконституционным путем государственной власти. Это не позволяло А.Лукашенко претендовать на участие в выборах президента Беларуси в качестве кандидата в 2006 году.
Президентские выборы вновь, даже в нарушение действующей Конституции, Закона о Президенте Республики Беларусь, были назначены досрочно на шесть месяцев ранее положенного, и А.Лукашенко выдвинул свою кандидатуру в третий раз. Режим дискредитировал президентские выборы не только при их назначении, фальсификациями результатов выборов, но и тотальными репрессиями против своих граждан. На этот раз пресловутый «эскадрон смерти» действовал против активистов оппозиции открыто, получив официальную индульгенцию от главы государства. Если меня, кандидата в президенты, на виду у всех захватили и, захлебывающегося собственной кровью, увезли в неизвестном направлении, то какие же муки испытывали Ю.Захаренко и другие похищенные оппозиционеры! Только постоянное внимание, контроль мировой общественности к теме исчезновений политиков в Беларуси не позволили «оборотням в погонах» выстрелить в меня.
Итоги президентских выборов 2006 года в Беларуси не были признаны европейским сообществом, цивилизованным миром.
20 марта 2006 года я, участвовавший в выборах как кандидат в Президенты, обратился к соотечественникам и мировой общественности, что А.Лукашенко и его окружением совершены антигосударственный переворот, антиконституционные действия, направленные на узурпацию власти насильственным путем, длящиеся грубейшие нарушения и попрание Конституции, законов Республики Беларусь, и потребовал привлечения виновных лиц к ответственности.
22 марта я обратился в Политическую Раду демократических сил и к другому кандидату в президенты А.Милинкевичу с призывом «объединиться всем демократическим силам для достижения реальных результатов» и с этой целью создать Раду Народного доверия. Сформированная из представителей широкой демократической общественности, Рада, на мой взгляд, в перспективе должна была стать Правительством народного доверия. Уверен, что у меня, у объединенной оппозиции, белорусского народа хватило бы гражданского мужества и политической воли добиться создания законных национальных институций для возвращения страны в конституционное поле.
Однако 25 марта после разгона мирной демонстрации белорусских граждан, протестующих против недействительных выборов, меня арестовали. Профессора, академика, бывшего ректора университета, кандидата в Президенты сделали преступником. Надо мной устроили судилище в лучших традициях сталинской инквизиции. Однако нет такой силы, которая скроет Правду. И сегодня я из тюремных застенков беру на себя роль обвинителя.
Я обвиняю гражданина Лукашенко в преступлениях против собственного народа, против человечности. Я ответственно заявляю, что гражданин Лукашенко совершил следующие уголовно-наказуемые преступления, предусмотренные статьми 357 Уголовного кодекса Республики Беларусь за захват, удержание государственной власти неконституционным путем, 426 УК за превышение власти или служебных полномочий, совершенных лицом, занимающим ответственное положение, повлекшее тяжкие последствия, а также статьей 128 УК РБ за преступления против безопасности человечества – систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, за которыми следует их исчезновение, пытки или иные акты жестокости, совершенные в связи с политическими убеждениями.
Преследование указанных преступлений А.Лукашенко, занимающего пост президента Беларуси, касается как белорусского народа, так и всего мирового сообщества.
Исчерпаны все национальные юридические механизмы возбуждения уголовного дела за указанные преступления А.Лукашенко и его сообщников. Прокуратура и суды подчинены лично А.Лукашенко и полностью игнорируют законные жалобы граждан для привлечения виновных к уголовной ответственности за совершение государственных преступлений.
Для восстановления справедливости и законности в Республике Беларусь и отстранении от должности А.Лукашенко я предлагаю принятие следующих мер.
-
В срочном порядке, к 10-й годовщине референдума 1996 года, провести Конгресс Объединенных демократических сил с возможным участием представителей официальных государственных структур, Рады БНР, ВС ХIII созыва, возглавляемого в изгнании С.Шарецким, с представителями белорусских диаспор, землячеств для разрешения конституционного кризиса в Республике Беларусь. На этом общебелорусском форуме принять Пакт национального согласия и гражданского мира, Программу первоочередных действий по государственно-правовому и социально-экономическому развитию страны, сформировать Раду (Правительство) народного доверия или иной полномочный коллегиальный орган. Предусмотреть возможность деятельности Правительства за пределами Беларуси.
-
Политсовету Объединенных демократических сил Республики Беларусь следует обратиться к премьер-министру С.Сидорскому с требованием в соответствии с Конституцией принять с 21 сентября 2006 года на себя временное исполнение обязанностей главы государства и назначить повторные президентские выборы. При этом Политсовету ОДС, общественным объединениям, гражданским инициативам направить обращения в национальные и международные инстанции по вопросу нелегитимности А.Лукашенко.
. Создать национальную Комиссию для организации и проведения международного Общественного трибунала. С этой целью представителям демократической общественности Беларуси обратиться к правительствам стран, в которых законодательство позволяет начать уголовное преследование высокопоставленных лиц – граждан другого государства за совершение преступлений против человечности. Принятые Общественным трибуналом решения по преступлениям против человечества, оформленные надлежащим образом, необходимо передать в суд страны, наделенной универсальной юрисдикцией, по преступлениям против государства – в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
- В случае принятия нелегитимным режимом личной власти А.Лукашенко репрессий против своего народа оппозиция, в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, в качестве последнего средства имеет право прибегнуть «к восстанию против тирании и угнетения», но я призываю демократические силы, всех неравнодушных граждан Беларуси к готовности проведения ненасильственных акций протеста.
Белорусский правитель Лукашенко демонстрирует попрание прав целого народа и принципов цивилизованного мирового сообщества. Долг международного сообщества состоит в помощи белорусскому народу избавиться от диктатуры и начать строить справедливое общество.
С диктатором только декларациями бороться нельзя, с ним нужно говорить с позиции силы. Убежден, международные организации, включая ОБСЕ, Европарламент, Совет Европы, ООН должны занять жесткую последовательную позицию, основывающуюся на международно-правовых принципах, требованиях свободы и демократии, и оказать всемерную помощь белорусскому народу в избавлении от диктатуры.
С учетом совершенных противоправных действий режима А.Лукашенко и его пособников против белорусского народа и человечности следует немедленно поставить на рассмотрение вопрос о положении в Беларуси в Совете по правам человека ООН. Я призываю специального докладчика Совета ООН по правам человека по Беларуси А.Северина незамедлительно дать самую жесткую оценку положения в нашей стране для принятия соответствующего решения ООН, а в дальнейшем вынести белорусский вопрос на рассмотрение в Совете Безопасности ООН.
Голос одного человека из тюремных застенков может быть и слаб, но голос человека, готового отдать свою жизнь ради свободы своего народа зазвучит как набат, зовущий каждого к действиям, к переменам.
Я заявляю о своей готовности идти до конца. В знак протеста против творимого нелегитимным президентом А.Лукашенко в Беларуси беззакония, с целью привлечения внимания белорусской и мировой общественности к моим предложениям по выходу страны из конституционного кризиса я заявляю о начале с 20 октября 2006 года бессрочной голодовки.
Следственный изолятор г.Минска,
А.В. Козулин
20 сентября 2006 года.