Вопрос про наследство в России. Интересует процедура.

Собственно вопрос в названии. К сожалению получилось так, что я получился прямым наследником. Умер гражданин России, я гр Латвии, ну и живу в штатах. Как вообще начинать процедуру вхождения/оформления? Через посольство? Даже не представляю куда звонить, что делать.

Если я правильно помню, консульства сами не принимают заявления о вступлении в наследство. Заявление нужно направить по почте нотариусу, в ведении которого находится наследственное дело.
Это заявление можно сделать у местного notary public или в посольстве, т.к. требуется удостоверить, что это вы лично подписали документ. Но я не уверена, что российское консульство оказывает такую услугу НЕроссийским гражданам.

Другой вариант: сделать доверенность на принятие наследства, если у вас есть кому заниматься бумажной волокитой в РФ.

Примите мои соболезнования.

1 лайк

Благодарю. Т.е. вначале нужно выяснить кто занимается наследственным делом, каким-то образом.

Обратиться с заявлением можно к любому нотариусу в пределах нотариального округа, где проживал умерший. Если кто-то (другой наследник) раньше вас успеет открыть дело у другого нотариуса, ваш нотариус пошлёт вас по нужному адресу.

А в каком городе наследство?

1 лайк

Соболезнования.

Делом может никто и не занимается, если никто не еще не открывал дело.

Имхо, надо обзвонить несколько нотариальных контор на месте, они подскажут как открыть наследственное дело и какие документы нужны и какие доверенности откуда они примут, если решишь поручить кому-то на месте вести дела от твоего имени

Для сохранения ваших прав на наследство надо подать заявление о принятии наследства нотариусу который имеет право заниматься такими делами в том населенном пункте где проживал (был прописан) умерший. Какой именно - зависит от конкретного региона/города. Где-то это может быть любой нотариус, где-то специально назначают… Точно можно узнать в региональной нотариальной палате. Подпись под заявлением надо заверить нотариально или в консульстве РФ. Если у местного notary public - то надо будет переводить нотариальную надпись и апостиль - можно в консульстве РФ по почте или в бюро переводов в РФ тоже по почте. Отправить заявление заказным письмом (registered mail) с уведомлением о вручении. Но чтобы открыть наследственное дело вам надо получить и передать нотариусу свидетельство о смерти а также сведения о наследуемом имуществе - т.е. нужно искать доверенное лицо или планировать поездку.
Соболезнования…

Мне пару месяцев назад из России “спустили” следующую последовательность действий (подразумевая поездку в Россию) при наследовании квартиры:

  1. объявиться и заявить о праве наследования недвижимости нужно в течение 6 месяцев от даты смерти родственника
  2. добыть свидетельство о смерти
  3. со свидетельством о смерти, своим свидетельством о рождении (или иным документом, подтверждающим родство), паспортом и документами на квартиру пойти в паспортный стол и выписать усопшего из квартиры.
  4. со всеми теми же документами + справкой о выписке пойти к нотариусу (какому именно, мне не сказали, наверно, к любому (это в Петербурге, если что)) и написать заявление о наследовании квартиры (завести дело о наследовании).
  5. получить окончательные документы через полгода после смерти родственника.
    Т.е. планировать или две поездки, или одну более длительную ближе к концу того самого 6-месячного периода.
    Жилконтора тем временем будет продолжать начислять коммунальные услуги :whats_up:
    Если есть счета в банках, там тоже хорошо бы показаться с документами.
    P.S. Извините, не в курсе, как быть гражданину другой страны.

Благодарю! Значит будем связываться с нотариусами по месту. Всем большое спасибо!

Нетрезвый, мои соболезнования. Полез сам покопался в своих документах и вспомнил: какой это геморрой - Заявка на наследство/ Вступление в наследство (Принятие наследства). Времени потратил, наверно, месяца полтора, пока собрал все справки-бумажки (везде очереди и ожидание).
Не совсем в России, но наверное что-то будет похоже.
Нотариус написала на бумажке: какие справки надо собрать перед тем как к ней идти.

Вот я и бегал за ними месяца 1.5 (пока Заявление напишешь; пока дождёшься этих служащих, чтоб пришли квадраты в квартире перемерять…) Когда ВСЁ из списка собрал - опять в очередь к нотариусу, и она тогда принимает твоё Заявление на наследство. :heat: Она потом сама делает Запросы везде, где ты сам уже ходил…, и через полгода пришло заказное письмо - приходи, всё готово (только денюшку заплатить не забудь в банке).:whats_up:
Там они Законы-то знают получше нашего, вот и выдадут Кучу бумаг.
Наверное выдать генеральную доверенность на ведение всех этих действий будет лучшим выходом ( не бесплатно, конечно, но это всё очень не быстро делается).

Да уж, приятного мало :confused:
Благодарю за информацию!

Я по своему нищебродству денег пожалел и делал всё сам, но кажется (не помню точно, боюсь обмануть) можно было это поручить Доверенностью (либо простому человеку - знакомому, либо нотариусу).

Нотариус сказал, что для доверенности нужен третий человек - нотариуса доверительным лицом не сделать (по крайней мере этого конкретно).

Мои соболезнования!

Так получилось, что столкнулся с той же проблемой, только с другой стороны границы: умер родственник, его дочь в США, а я в России занимаюсь делами.

Очень желательно, чтобы был кто-то на месте, кто может ногами прийти к нотариусу и в МФЦ. Если нет - придется искать доверенное лицо.

Порядок действий такой:

  1. Поскольку теме уже 4 недели, полагаю, гербовое свидетельство о смерти уже есть. Если нет - нужно получить в любом МФЦ, для этого принести медицинское свидетельство о смерти (выдает морг или больница) и паспорт умершего (если есть). Паспорт заберут, перед этим очень желательно сделать его копию.

  2. Со свидетельством о смерти надо снять умершего с регистрации по месту жительства. Делается тоже в МФЦ, но не в любом, а только в том, который обслуживает район, где был зарегистрирован человек (т.е. не просто “любой МФЦ Москвы”, а конкретно “МФЦ района Басманный”, например). В результате процедуры будет выдана справка о снятии с учета, но она особо не нужна (все фиксируется и запрашивается через электронные системы).

  3. Открыть наследственное дело. В случае Москвы - у любого нотариуса в городе, в случае других городов надо уточнять.
    Для открытия дела наследник (или его представитель) подписывает заявление о вступлении в наследство. Заявление даст сам нотариус, его искать не нужно, только подписать.

Кроме того, нужны документы:

  • свидетельство о смерти,
  • справка о снятии с учета (если уже получили. Если нет - нотариус поругается, но без нее тоже можно),
  • нотариально заверенная доверенность (поясню ниже),
  • оригинал или нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность наследователя.

Если наследование без завещания по закону - нужен оригинал или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего родство. В случае с родителем это просто свидетельство о рождении. В случае с дядями-тетями нужно подтверждать каждый “шаг” в родстве. Т.е. свидетельство о рождении отца (например) и свидетельство о рождении умершего, где будут указаны те же родители, подтвердят, что они братья. Ваше свидетельство о рождении подтвердит, что вы - сын брата. В случае с женщинами нужны свидетельства о браке или о перемене фамилии, если менялась. Ну и т.д., смысл понятен.

Если наследование по завещанию - желательно принести завещание. Если оригинала нет - в принципе не страшно, хотя копия или хотя бы сведения о том, где именно завещание составлялось (у какого нотариуса) могут облегчить процесс. Но в принципе сейчас все нотариусы связаны через электронную систему, нет оригинала - не страшно, просто затребуют копию там, где оно хранится.

При этом даже если наследуется по завещанию, но умер родственник 1 или 2 степени родства (супруги, дети, родители, братья, сестры, внуки, бабушки, дедушки), то можно (не обязательно, но желательно) все же доказать родство для того, чтобы заплатить меньше пошлину (0,3% вместо 0,6%).

  1. При открытии дела нотариус спросит, какое имущество наследуется. Обычно это счета в банках и квартиры.
  • Счета в банках: нужно указать, в каких. Доказывать тут ничего не нужно, достаточно просто сказать, что “вроде бы были счета там-то и там-то” (я бы как минимум указал Сбербанк и ВТБ). Нотариус сам направит запрос в нужный банк.

  • Квартиры - нужно знать адрес. Нотариус напишет запрос полной выписки из Росреестра. Дальше детали зависят от самого нотариуса - мне пару лет назад пришлось самому нести запрос в МФЦ (благо, тут уже подойдет любой в городе), ждать решения, потом идти забирать результат и относить нотариусу. В другом случае я отнес запрос в МФЦ, а результат послали самому нотариусу по почте, мне за ним идти не пришлось.

С квартирами есть тонкость: если она была получена в собственность до 1998, кажется, года и с тех пор по ней сделок не было, то в Росреестре записи не будет. Тогда нужно искать оригиналы правоустанавливающих документов (свидетельство о приватизации, договоры купли-продажи и т.п.) Если документов нет - тогда нотариус пишет еще один запрос (в комитет по имуществу, кажется, или как там эта контора называется, где хранятся копии старых документов). Слава богу, бегать никуда не нужно, подается через тот же МФЦ.

Если запись в Реестре есть, все проще (сейчас свидетельства отменили, подтверждением права собственности является именно сама запись). Хотя правоустанавливающие документы, если они есть, можно на всякий случай принести, но это не принципиально.

  1. Наследственное дело надо открыть в течение 6 месяцев с даты смерти. Вступить в наследство можно не раньше, чем через 6 месяцев после даты смерти (это время нужно, чтобы дать время другим потенциальным наследникам). Если все в порядке, после истечения 6 месяцев можно заплатить пошлину (0,3 или 0,6% от стоимости имущества) и получить свидетельство о праве на наследство. В случае с недвижимостью нотариус сам отправит сведения в Росреестр для регистрации права собственности.

Ну и теперь про доверенность. Мне нотариус выдал вот такой текст:

ДОВЕРЕННОСТЬ
(по-русски город, округ и штат, где будет заверяться нотариусом), Соединённые Штаты Америки,
(по-русски дату , когда будет заверяться нотариусом. Дата полностью прописью: двадцать восьмое мартобря две тысячи сто тридцатого года)

Я, (полное ФИО), гражданка Российской Федерации, ХХ июля ХХХХ года рождения, родившаяся в г. Москве, заграничный паспорт (серия, номер), выданный (кем и когда), действителен до (дата), постоянно проживающая в США по адресу: (написать адрес по-русски),
настоящей доверенностью уполномочиваю
(Мое фио полностью), 26 мая 1976 г. рождения, родившегося в г. Москве, зарегистрированного по адресу: (полный адрес по паспорту), паспорт гражданина Российской Федерации: серия ХХ ХХ № ХХХХХХ, выдан ОВД «ХХХХХХХ» гор. Москвы (дата),
оформить мои наследственные права к имуществу, оставшемуся после смерти (полное ФИО умершего), скончавшегося (дата), в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось, для чего предоставляю право представлять мои интересы в нотариальной конторе, с правом подавать и получать необходимые справки, выписки, запросы, заявления и документы, с правом подписания и подачи заявления о принятии наследства по всем основаниям наследования, заявления о проставлении отметки на завещании о том, что данное завещание не отменялось и не изменялось, с правом предъявления завещания, с правом подписания и подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, получения свидетельства о праве на наследство, заключения и подписания от моего имени на условиях по своему усмотрению соглашения об определении долей в общем (совместном) имуществе в связи со смертью одного из сособственников и соглашения о разделе наследственного имущества,
а также представлять мои интересы во всех организациях и учреждениях, в том числе в МФЦ, органах УФМС, органах местного самоуправления, архивах, органах ЗАГС, других организациях и учреждениях, с правом подавать и получать необходимые справки, выписки, запросы, заявления, документы, дубликаты документов и повторные экземпляры документов, без права получения наследуемого имущества, в том числе денежных средств,
а также представлять мои интересы в государственных органах, иных организациях и учреждениях, с правом подавать и получать необходимые справки, выписки, запросы, заявления и документы, зарегистрировать все необходимые документы в территориальных отделениях Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, с правом подачи заявлений о государственной регистрации, приостановлении, прекращении и возобновлении государственной регистрации, получения уведомления о приостановлении, прекращении и возобновлении государственной регистрации, сообщения об отказе в государственной регистрации, с правом подачи дополнительных документов, внесения изменений в записи ЕГРН, внесения изменений в документы, с правом оплаты тарифов, сборов, пошлин, с правом получения всех необходимых зарегистрированных документов, делать от моего имени заявления, с правом подачи заявления об исправлении технических ошибок, с правом давать согласие на обработку моих персональных данных, расписываться за меня и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
Настоящая доверенность выдана сроком на один год.

(подпись, расшифровка подписи)

Доверенность можно оформить в консульстве, тогда ее примут у нотариуса без дальнейших телодвижений. Но если с консульством связываться не хочется, есть другой вариант - заверить у американского нотариуса и поставить апостиль.
https://washington.mid.ru/ru/consular-services/citizens-russia/notary-office/oformlenie-doverennostey-vne/

Поскольку нотариус в США заверяет не содержание документа, а только факт его подписания, доверенность можно написать по русски. Заверяется у любого местного нотариуса (например, в банке). Дата и место должны совпадать с датой и местом, где она заверена (можно вписать их от руки непосредственно перед заверением).

На подписанную доверенность у секретаря штата ставится апостиль. Заверенный документ отправляете в Россию тому, кто будет заниматься документами. НО! Поскольку апостиль и заверение нотариуса - по-английски, то сначала их надо перевести и заверить перевод нотариусом уже в России (сама доверенность на русском, ее переводить не нужно). В моем случае оказалось все просто - в конторе у выбранного нотариуса уже есть отдел с переводчиками, они сами все и переведут.

Заверенная доверенность с заверенным переводом отдаются нотариусу, и уже на ее основе тот, на кого написана доверенность, может от вашего имени подписать заявление о вступлении в наследство.

Вот как-то так.

3 лайка

В России несколько проще, т.к. все документы оформляются через МФЦ, а большую часть информации нотариусы уже в электронном виде получают. Хотя если нужно что-то нестандартное (ну там, наследуется земля, а на ней неоформленный дом стоит) - тогда засада.

6 месяцев нужно ждать не потому, что документы долго оформляются, а потому что это установленный законом срок для того, чтобы у всех потенциальных наследников было время заявить о своих правах.

Большое спасибо за энциклопедическое пояснение!!! Пока что самая загвоздка с доверенным лицом в России.

Если есть контакты хороших адвокатов в Пскове - буду признателен. Вопрос про вписывание в список наследников “не родственника/прямого наследника”. Я являюсь прямым наследником и получил иск от другого лица (которое официально не родственник и не прямой наследник) на включение в список наследства. Собсно про это и нужна консультация.