Собеседование на работу
Николай Иванович Перцов, грузный мужчина лет под 60, директор научно-методического центра по вопросам профтехобразования, посмотрел на меня строго, но с явной симпатией, и благодушно так спросил:
- в университете, значит, учишься?
- учусь, Николай Иваныч, математический университета через год заканчиваю
- матанализ, значит, изучаешь?
- и матанализ, конечно, тоже
- значит, если нужно будет программу написать, сможешь?
- конечно, Николай Иваныч, напишем если надо
На тот момент, а дело было в начале августа 1982 года, я уже 4 года проработал разработчиком цифровой электроники для нужд телеграфной связи. А до этого, естественно, закончил в 1978 году Институт Связи в Москве. Обучение на матфаке Калининского (ныне Тверского) госуниверситета было для меня получением уже второго высшего образования, что по тем временам считалось странным и довольно необычным явлением.
Организация, которую возглавлял Николай Иванович называлась очень заковыристо: Всесоюзный Научно-Методический Центр по профессионально-техническому обучению молодежи при Государственном Комитете СССР по профессионально-техническому образованию. Госкомитет вполне официально называли просто Госпрофобром, а научно методический центр – ВНМЦентром. Вместе сокращенная версия звучала как ВНМЦентр Госпрофобра СССР.
В Советском Союзе было три министерства, отвечающие за сферу образования во всей ее полноте. Было министерство высшего и среднего-специального образования – это про университеты, ВУЗы всех профилей, и техникумы. Было Министерство Просвещения – это занималось школами и детсадами. И был еще государственный комитет при Совмине СССР по профессионально техническому образованию. Этот госкомитет отвечал за профтехучилища (ПТУ). Пусть вас не смущает название Государственный Комитет. Это, в сущности, министерство. Сравните МВД (министерство внутренних дел) и КГБ (комитет государственной безопасности). Комитет и министерство используются как синонимы.
ВНМЦентр обеспечивал все шесть с гаком тысяч советских профтехучилищ учебными планами, программами, методическими рекомендациями по всем аспектам деятельности профтехучилищ. Организация вела большую издательскую деятельность. Сотрудники, разделенные по отраслевым лабораториям, были по сути редакторами, работающими с привлеченными авторами-специалистами. Авторы могли быть работниками ПТУ, отраслевыми специалистами, авторами учебников. Сотрудники, по штатному расписанию числились либо младшими любо старшими научными сотрудниками, но исследовательских тем в плане работы лабораторий в прямом смысле не было. Однако, было много практического материала и заинтересованные в получении ученой степени ребята вполне могли нарабатывать качественный материал. Однако, своего ученого совета с правом защиты даже кандидатских диссертаций не было. Но, это мы еще обсудим подробнее.
ВНМЦентр занимал выкрашенное белой краской четырехэтажное здание рядом с метро Аэропорт. Улица Черняховского, дом 9. Здание было типовое, школьное. Почти все московские школы в таких располагались. Две лестницы по краям, между ними длинный коридор. С одной стороны коридора окна во двор здания. С другой – стандартного размера классные комнаты. Офисов в современном понимании было 3-4, небольшие. В двух таких офисах размещались два заместителя Николая Ивановича. А сам он занимал целую классную комнату, из которой вырезали небольшой предбанник для секретарши.