
[i]Вчера утром власти Соединенного Королевства заявили о том, что спецслужбы страны арестовали 21 человека, которые планировали устроить серию терактов в самолетах, следующих в США. По понятным причинам никакой информации об арестованных не разглашается. Лондонский аэропорт Heathrow был закрыт для большинства рейсов из Европы примерно до 19.00 по московскому времени.
Служба безопасности запретила проносить ручную кладь на все трансатлантические рейсы, поскольку, по оперативным данным, террористы собирались использовать некое жидкое взрывчатое вещество (такое можно попытаться пронести на борт хоть под видом колы, хоть - детского питания). Авиакомпания British Airways вчера отменила оба рейса из России. Рейсы российских авиакомпаний “Аэрофлот” и “Трансаэро” состоялись.
Операция проводилась полицией и службой внутренней безопасности и контрразведки MI5. Как сообщил Скотленд-Ярд, сотрудникам спецслужб удалось арестовать не только потенциальных исполнителей, но и организаторов терактов. Причем “исполнителей” обезоружили в самом аэропорту, а организаторов взяли в Лондоне и Бирмингеме.
Какие именно рейсы должны были стать мишенью экстремистов, официально не разглашается. Правда, агентство The Associated Press со ссылкой на анонимных сотрудников контртеррористических служб сообщило, что взрывы планировалось провести на рейсах авиакомпаний United Airlines, Continental Airlines и American Airlines. Самолеты этих компаний следовали до Нью-Йорка, Вашингтона и нескольких калифорнийских аэропортов.
МВД Великобритании предоставило “Газете” комментарии главы этого ведомства Джона Рида. Он заявил, что действия спецслужб утренними арестами не ограничивались. “Полиция и службы безопасности вместе с правительственными чиновниками работают круглосуточно над предотвращением террористической деятельности”, - сказал он.
Все контрольно-пропускные пункты лондонского аэропорта Heathrow были перекрыты. Служба безопасности обыскала весь аэропорт на предмет обнаружения взрывчатки. Полицейские обыскивали каждого пассажира, проверяли все виды багажа, включая баночки с детским питанием. В американских аэропортах меры безопасности усилили до предела: все самолеты проходили строжайший контроль.
На сайте российской авиакомпании “Аэрофлот” появилось следующее объявление: "По требованию администрации транспортной безопасности министерства внутренней безопасности США пассажирам не разрешается иметь при себе любого размера упаковки, содержащие жидкости или гели, на пункте досмотра или на борту воздушного судна.
Это относится к напиткам, шампуням, средствам для загара, кремам, зубной пасте, гелю для волос и другим предметам похожей консистенции. Такие предметы могут быть перевезены в багаже. Пассажирам разрешается иметь при себе детское питание, грудное молоко или сок для младенцев, лекарства - при наличии рецепта, в котором имя совпадает с указанным в билете, инсулин или другие жизненно-важные лекарства без рецепта". И наконец, самый интересный момент: “Напитки, приобретенные в “стерильной зоне”, подлежат употреблению до посадки на борт самолета”.
В московских аэропортах в связи с событиями в Лондоне был усилен досмотр багажа и ручной клади пассажиров. “Других мер не предусматривалось, даже перечень разрешенных к провозу предметов не ограничивался”, - сообщили “Газете” в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Ирина Даненберг, руководитель пресс-службы компании “Аэрофлот”, на вопрос “Газеты” об усилении мер безопасности ответила буквально следующее: “У нас и так предпринимаются стопроцентные меры безопасности. Однако мы не считаем нужным запрещать пассажирам иметь ручную кладь, ведь она досматривается точно так же, как и основной багаж”.
Пресс-служба British Airways сообщила, что британская авиакомпания запретила ручную кладь “на всех направлениях, вылетающих из Лондона”. “Исключения составляют только необходимые документы, кошельки, детское питание. Это временная, вынужденная мера”, - говорится в комментарии. Оба рейса из России этой авиакомпании были отменены.
Не состоялся и рейс в Москву. В результате группа россиян из 16 человек - 15 школьников и учительница - обратилась к нашим дипломатам с просьбой помочь им вернуться на родину. Как сообщили “Газете” в российском посольстве в Великобритании, их отправили вечерним рейсом “Аэрофлота”.
Что касается туристического потока из России в Великобританию, то, по мнению Алексея Каширского, первого замгендиректора турфирмы «Нева», он не изменится. “Поток в Лондон, к сожалению, достаточно невысок, и я думаю, что события в Великобритании не окажут на него сколько-нибудь серьезного влияния”, - заявил он “Газете”.[/i]
[u]Российский опыт
После терактов, совершенных в августе 2004 года (тогда смертницы подорвали вылетевшие из Домодедово самолеты Ту-154 и Ту-134, погибли 90 пассажиров), в крупнейших аэропортах России была кардинально изменена система обеспечения безопасности.
В наибольшей степени это коснулось предполетных мероприятий. В частности, в состав досмотровых групп были введены сотрудники органов внутренних дел. Кроме того, в обеспечении безопасности территории аэропортов теперь участвует милицейская вневедомственная охрана. Оперативно-поисковые мероприятия ведутся на нескольких рубежах: выборочный досмотр транспорта и граждан при въезде в аэропорт; совместный контроль сотрудников милиции, СБ и ЧОПов при входе в здание аэропорта; предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей и обслуживающего персонала.
Далее проводится оперативное сопровождение пассажиров из “стерильной” зоны до трапа самолета, чтобы не допустить передачи запрещенных предметов и веществ на борт воздушного судна. Отдельное направление работы - проверка и досмотр рейсов, прибывающих с южных направлений.
Вы чувствуете разницу подходов к обеспечению безопасности в аэропортах России и за рубежом?
Вадим Разумовский / заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Сухой»:
«Надо искать разумный баланс между соблюдением прав граждан и обеспечением их безопасности. Если у людей это не вызывает отторжения, а наоборот, они думают: «Да, это для моей же безопасности и нужно», все нормально.
Вот только почему у нас обувь заставляют снимать, я понять не могу! Я снимаю ботинки и кладу их рядом с сумкой, чтобы сквозь рентген пропустить. Даже если у меня подошвы сделаны из пластита, боюсь, никакой реакции не будет, ведь металлические детали у меня в обуви не спрятаны. В Штатах снятая обувь обрабатывается газоанализатором, на месте производится экспресс-анализ на наличие взрывчатого вещества. Это я понимаю. А у нас - ну снял я обувь, и что?
И еще. Например, в США на внутренних рейсах, длящихся не более полутора часов, некоторые авиакомпании своим пассажирам вообще запрещают с мест вставать! А если приперло? Так что вопрос этот очень сложный».
Максим Дунаевский / композитор:
«У нас досмотр производят формально, а в США, что называется, с пристрастием. Там всех раздевают - не догола, а до обуви, - и я считаю, что это правильно. В наших аэропортах не обращают внимания на детали: у тебя что-то прозвенит, а тебя быстренько аппаратом прощупали - и все! Формализм виден. А в США все изменилось после терактов. Одни документы и билеты по несколько раз проверяют - такого раньше не было!»
Михаил Маргелов / председатель комитета Совета Федерации по международным делам:
«Обладая иммунитетом - и парламентским, и дипломатическим, а при поездках по Европе еще и иммунитетом члена Парламентской ассамблеи Совета Европы, то есть «иммунитетом в кубе», - я к этому отношусь с пониманием. Это никоим образом не ущемляет меня ни как гражданина, ни как парламентария.
Очень важно, чтобы существовало как можно больше эффективных систем контроля безопасности при посадке в самолет. А то, что они доставляют неудобства… Ну что делать, можно пораньше на регистрацию приехать!
А еще очень важна некоррумпированность всех сотрудников служб безопасности, чтобы быть уверенным, что никто не пройдет спецконтроль за взятку!»
Ирина Роднина / трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию:
«Только что летела из Лос-Анджелеса и никаких таких повышенных мер безопасности не ощутила. Предполетный досмотр авиапассажиров мне не кажется слишком уж строгим. Ну и что такого, что обувь заставляют снимать? Какое насилие над личностью здесь происходит? Лично меня это совсем не ущемляет.
После 11 сентября, конечно, многое изменилось. Раньше можно было приехать в аэропорт буквально за двадцать минут до отлета. А теперь даже к аэровокзалу сложно проехать - проверка. В самом здании - тоже проверка, прежде чем багаж сдать. И потом проверяют, но только тех, кто на вылет идет. И еще могут прямо перед трапом опять проверить.
Но главное - что там абсолютно все объясняют. Например, когда летели на Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити, нас предупреждали, что за 30 минут до посадки - никаких вставаний! А если кто-то языка не знает или ему приспичило, это его проблемы!»
Сергей Дроботенко / артист:
«Мне кажется, в США только сумки более тщательно досматривают, а так все то же самое, что у нас. Да и вообще, на кого нарвешься что там, что тут. Единственное - в аэропортах США с сотрудниками лучше не шутить и беспрекословно выполнять все, что они требуют. Иначе выйдет себе дороже.
Например, если на вопрос: «Есть ли у вас наркотики?» человек отвечает: «Да, я как раз хотел их вам предложить», у нас это еще может сойти с рук, то там могут и в самолет не пустить».[/u]