Мне кажется, что спор в данном топике исключительно о терминах. Все правы, просто все правы относительно своего контекста и обстоятельств.
- Менеджер отвечает за процессы. Все его показатели зависят исключительно от его процессов и ни от чего больше. Основной характеристикой процессов является повторяемость.
- Иногда, менеджеру спускается конечная нетипичная задача. Для решения этой задачи менеджер превращается в проджект менеджера. Основной характеристикой является уникальность задачи и ее конечность. При этом если говорить о проектном офисе, например, то поступление уникальных задач есть повторяемый процесс.
Задача проджект менеджера любой ценой выжать команду таким образом, чтобы минимизировать лосс треугольника деньги-сроки-качество. Даже если сотрудник на проекте умрет, но проект будет сдан, проджект менеджер молодец и вообще пришел к успеху. Работа проджект менеджера и его ответственность завершается вместе с проектом.
Задача менеджера создать условия воспроизводимости процессов. Это может быть сделано по разному, но это всегда зависит от доступности ресурса. Например, можно выжимать ресурсы, заверщать итерацию, набирать новые ресурсы, если обстоятельства это позволяют. E.g. амазон сейчас набирает сотрудников без резюме и без опыта, только жмакай апплай и получай на 2 доллара в час больше, чем обычно. Всем очевидно, что это не про SWE позиции. Чем выше квалификация, тем дефицитнее ресурс на рынке, тем меньше может работать такая стратегия. С профессионалами надо работать в команде и создавать для них соответствующие условия труда. В случае с ИТ, надо понимать как происходит управление задачами, какие существуют критерии приемки, кто за что отвечает в процессе и т.д. и еще миллион факторов, которые относятся к процессу. В том числе, необходимо понимать, как происходит управление внештатными ситуациями и заранее управлять этими процессами. Например, если ваш офис работает 8х5, а вам необходимо поддерживать какие-то сервисы 24х7, то формируется отдельная команда поддержки, если команда это избыточный ресурс, то создается процесс дежурств, где человек, согласен на то, чтобы ему позвонили среди ночи и он готов вскочить и знает, что делать. Этот процесс, как и любой другой должен быть оплачен, то есть надо платить за работу человека, плюс какую-то сумму за его нахождение в режиме готовности. Звонить в панике среди ночи это нечто странное и вообще плохо работающее.
Если вам спускают какой-то проект, то вам надо понять, как его сделать. Да, бывают трагичные ситуации, в которых вам говорят, что надо запустить ракету, и мы даем тебе сразу трех индусов в помощь, и один из них даже знает английский. Обычно такие ситуации являются уникальными и в каждой из них надо действовать в зависимости от контекста. Если эти ситуации для вас не уникальны, то вы попали в команду менеджера с девизом “подвиг это норма” и оттуда лучше валить.
То есть и стратегия “выжимать ресурсы и снижать их стоимость” имеет точно такое же право на жизнь, как и стратегия “заботы и уважения к сотрудникам”. При этом разные стратегии могут работать и быть оптимальным выбором в рамках одной компании в разных подразделениях.