Школьное образование - чего мы от него ждем?

Я изучал в аспирантуре довольно глубоко историю педагогики. На протяжение веков были две системы образования - для господ и для рабов (впоследствие называемых рабсилой). Будущих господ учили философии, риторике, языкам, истории, литературе. Рабов учили утилитарным навыкам. Со временем производственная сфера усложнилась и развитым странам приходится вводить всеобщее бесплатное среднее образование, бесплатное (субсидированное) высшее образование. Это происходит из нужд экономики, не любви к ближнему.

Так вот, в СССР система образования была не просто рабской, а ликующе-рабской. Люди должны были гордиться

  • что они квалифицированная рабсила
  • что им господского не надо, их это унижает

Американская система образования идет от господской, с мощным гуманитарным пластом. Большинство американских строительных рабочих могут сказать по делу небольшую речь, которая недоступна по качеству большинству депутов парламента в странах бСССР (профессора, адвокаты, писатели - не в счет). Их учат письменной и устной речи, развивают мышление, способность выражать мысли и аргументировать их в уважительной форме.

Это одна часть дела. Вторая вступает в силу когда ребенок оказывается в хай скул. В одной школе учатся зачастую 2-3-4 тысячи студентов, по 500-1000 на параллели. Их легко организовать по интересам. Классы, которые они берут отличаются по уровню сложности, вплоть до университетских (перезащитываемых в колледжах). Если в школе такого продвинутого класса нет, то ребенок может ходить в сити колледж и брать этот класс там в зачет школьного. Моя дочь, поступив в университет, имела зачтенных курсов на два года и, при желании, могла получить бакалавра за два года.

То есть, если родитель хочет чтобы ребенок углубленно изучал математику, то в США у него будет для этого намного больше возможностей, чем в странах бСССР. Во времени это произойдет иначе, нежели дома, со сдвигом на старшие классы. А в младших пусть ребенок получит то, без чего вообще жить нормальный человек не может и чему его дома школьная система практически не учит.

4 лайка

не понимаю смысла сего процесса…:pardon:
Вы этим занимаетесь из-за того, что язык не достаточен и потому Вашей дочери эти курсы не доступны, или Вам этого хочется, как бы там ни было: чтобы все и сразу, как в бСССР?
а скаченные пособия - естессно, на русском языке?

1 лайк

Не понимаете смысла чего - смысла обучения, это будет сложно объяснить 2-мя словами, но вам я открою секрет- смысл обучения в получении знаний, которые оказывают влияние на становление личности ребенка и помогает получить профессию в дальнейшем (это если в двух словах). Я занимаюсь с дочерьми по российской (бСССР-овской) программе, для того что бы они получили те знания, которые в своё время получила я, скажу 100% эти знания не помешали мне в жизни, а очень даже помогли, поэтому я считаю нужным забить этими знаниями головы своих детей.
Дело не в том что английский недостаточный и курс не доступен, дело в том что в нашей школе нет таких предметов по отдельности, подозреваю что они будут в старшей школе, но до неё нам ещё 2 с половиной года, зачем терять время если сейчас мой деребёнок отлично усваивает программу и остается время на дополнительные занятия

Смысл последней части вопроса не совсем понимаю, причем здесь всё и сразу и ещё и бСССР, мы обучаемся по программе, в кучу всё не валим, не могу понять что вы хотели сказать, поясните пожалуйста.

Да пособия на русском, но это не мешает, а наоборот помогает, почему, а потому что, потом всё это нужно сказать на английском, например на уроке:
Учитель: Сегодня мы узнаем много нового о России, кто знает где находится Россия, (ессесно знают многие, но зовет к доске он двух русскоязычных, Настю и подружку), Вы знаете столицу России?
Девочки: Да, и показывают на карте Москву.
У: Какие ещё города знаете?
Девочки перечисляют, вот в Томске учился дедушка, а в Астрахани родился другой дедушка, а ёще много знаю о Санкт-Петербурге, это город на реке Неве, которые многие называют культурной столицей России, и Настя выдает всё что мы прочитали, просмотрели, рассказали про Питер, про Петра и строительство, про красоты городские, про блокаду и т.д и т.п., рассказывали девочки всё это на английском, подружка знает английский лучше, но меньше знает о Питере (давно тут живет) где-то помогала с переводом, пару раз приходилось рисовать на доске, то что хотели сказать (например слово блокада не знали как перевести). Рассказывали долго потом перешли на Украину, Молдавию, Белоруссию (о, strange President, =0 комент учителя), Казахстан, страны Прибалтики. В заключение учитель поспрашивал детей о том кто президент России, Молдовы, Украины, рассказал про население этих стран.

Я не считаю что эти знания были лишними, это помогло девочкам получить по А+ и быть довольными собой. Да они прочли это всё на русском (ну или получили инфу от родителей), но отвечать то всё равно нужно на английском. Да, Настя занимается дополнительно математикой на русском, но отвечает и тесты и терминология вся на английском.

ИМХО. Да нужно учить английский, много, постоянно, так чтобы тошнило, везде ходить без переводчика, в школы, поликлиники, магазины, звонить во всяческие организации и бродить с автоответчиками по разным опциям (ну знаете - если вы хотите что бы вас послали в… то нажмите цифру 1, а если хотите на … то нажмите цифру 2), я даже не расстраиваюсь что у девочек есть русскоязычные подружки, им нужно с кем-то дружить обязательно, а пока ребенок новенький с ним первое время ни кто общаться не будет, детю будет тяжело освоиться с совершенно новыми школьными правилами с 0-м английским, моим детям помогали подружки. Сейчас у них есть и англоязычные друзья, отлично общаются (правда младшая в большинстве случаев на пальцах, но это временно). В тоже время не давайте возможности упустить родной язык, занимайтесь дополнительно с ребенком, хотя бы из просто “шкурных” интересов, например, знакомые родили тут дочь, сейчас ей 16, в школе и с друзьями только английский, дома только румынский, и в церковь на уроки русского и украинского. Сейчас девочка, свободно и грамотно общается на всех 4-х языках, зарабатывает переводами около 1000 в месяц, учится в high school, сама себе купила машину (да старенькую, но сама). Но по большому счету учить (не упускать) языки нужно не только из-за этого, знание языка это возможность прикоснуться к культуре и истории других народов, я считаю что чем больше языков ты знаешь тем ты богаче. К сожалению тут существует четкая тенденция к утрате детьми родного языка, 2-3-4-5 лет тут (по разному бывает) и дети перестают говорить на родном, переходят в начале на жуткую смесь англородного:!, потом на английский, но что ещё хуже в большинстве случаев не читают английскую литературу и не имеют литературного словарного запаса, поэтому в колледжах учатся английскому на ровне с иностранными студентами (или вообще не учатся, а идут работать), хотя родились и прожили тут всю жизнь. В общем это конечно дело каждого родителя, находить время на занятия с ребенком и вообще считать это нужным или не нужным, смотря каким вы видите своего ребенка в будущем, ровно настолько на сколько вы в него вложите ровно настолько он потом выдаст обратно, я понимаю что мало у кого есть время, в большинстве случаев работа и домашнее хозяйство отнимает кучу сил и времени, но потратьте 15 минут на скачивание и потом 15 минут на проверку выполненного, не нужно делать :whats_up: страшные глаза и говорить сейчас мы займемся тестированием:whats_up:, просто подсуньте какую-нибудь книгу, а потом попросите пересказать суть (сами типа давно мечтали прочесть, но всё времени нет, на моих работает 100%), потом попросите узнать мнение друзей, друзья может и не читали, значит придется пересказать и друзьям, а может и на английском, а потом снова вам, уже на русском, одним словом если захотеть можно выкрутиться и пока вы режете салатик к ужину, уделить внимание ребенку и позаниматься одновременно. Естественно всё выше описанное субъективный опыт и не зря в начале абзаца стоит имхо, это описание того как это происходит в нашей семье, у нас нет такого как - выучить параграф отселе и доселе и пересказать, это тоска смертная, лучше сами прочтите и расскажите своему ребенку при совместной чистке картошки, что за овощ откуда привезли, какому роду принадлежит, почему родственники с томатом и интересно и познавательно.

18 лайков

мой интерес удовлетворен. спасибо.

2 лайка

Не переживайте, у нас тоже дочка училась самой требовательной к знаниям школе Кишинева, нагрузка была неимоверная, мы в математической школе учились с усиленным англо-руско-румынским, т.е. упор на языки и математику, не будете вы расслабляться если сами того не захотите, сначала вам нужно будет усвоить английскую терминологию по математике (здесь это основной предмет), мы для этого первые 2 месяца переводили учебник по математике, по одному развороту в день (ну и ессесна решали переведенные задачи), как только мы усвоили терминологию мы рванули вперед по программе, и просто меняли уровни на повыше, тест и повыше, тест и повыше, тут это не проблема (во всяком случае 2-3 раза за год вас переведут на уровень выше), кроме этого вас определят на ESL вместо одного урока по английской литературе, тут тоже всё будет зависеть от вас, когда мы кому-то говорили что - вот Настя переводит учебник по математике, народ в основном смеялся и крутил пальцем у виска, но мы кроме этого давали Насте переводить все бумаги которые получали из школы (их тут куча, всяческие планы, расписания, оповещения и прочее), а вышло что правильно делали, пол года и она лучшая по ESL, среди детей которые живут тут минимум по 2-3 года. Сейчас мы читаем Геккельбери Финна на английском, потом переводим для мамы (которая давно хотела перечитать, но всё руки не доходят), не дословно, а общий смысл близко к тексту.

Даже при начальном английском оценки дочери не опускались ниже В+, как только мы видим (а это можно проверить on-line) что оценка опустилась до В+, то Настя получает задание выяснить у учителя почему и как можно исправить, теперь они уже привыкли к её постоянным расспросам и сами ей говорят что, так и так в этом задании ты немного ошиблась и я ставлю тебе В что понижает твою общую оценку по предмету, для того что бы исправить тебе нужно сделать то-то и то-то. Мы естественно рады всем дополнительным заданиям. Первое время конечно ребёнок - потеряшка жуткая, куда пойти и где следующий урок, где столовка, где библиотека, где класс какого учителя не понятно, а главное где туалет, от волнения будете посещать его чаше чем обычно, кроме этого неплохо бы обучиться им пользоваться, что бы не было насмешек со стороны других детей, поэтому если вам дадут план школы с подписанными классами и аудиториями, и вы до начала занятий по бродите по школе и узнаете где какие уроки у вас будут проходить это будет очень большой помощью ребенку.

Вот написала а потом подумала, вам то оно и не нужно будет, у вас начальная школа вы будете в одном кабинете, и с одним учителем.

Если вы закончите 3-й класс у себя в школе, то тут сможете поступить в четвертый, проблемы не будет. У нас не было, мы закончили 5-й класс у нас, тут поступили в 6-й, (показывали справку об окончании 5-го класса, с переводом (перевод делали в Кишиневе)) на момент поступления ребенку было 11 с половиной, мы тоже мартовские и пошли в школу с 6 лет.

6 лайков

Вы как то странно настроены на максимал… Ваш ребенок через пару лет, как все подростки, вполне может сказать вам наперекор “а оно мне надо?” если перегружать или уводить куда-то от общей струи. Энштэйн троешником был (экскюз бездарей и гениев) :slight_smile: Во многих миддл скул есть “кружки” и дополнительные секции где возможно есть то что вы ищите. Однако, хотелось бы заметить, ребёнок берёт пример с родителей и будет “расслаблен” точно в такой же степени как родитель/родители - так что “не расслабляться” надо и вам :slight_smile:
Хотя, как показывает жизнь - самые поцветающие скиллы это ораторский, лидершип и немного харизмы :slight_smile:

3 лайка

То-есть предпочитаете, говоря словами Михаила Портнова, обучение для рабов?

Расширенно - может быть, а углубленно - не думаю. Хотя я понятья не имею, что там происходит в странах бСССР. Может, там уже медведи всю водку у детей отняли и сидят теперь, на балалайке играют.

Да, предпочитаю, возможно меня помидорами закидают, но и в бСССР-овской программе есть рациональное зерно, в американских школах мне нравится то что нет уравниловки и если ребенок может и хочет, то его продвигают вперед, то что детям нравится ходить в школу, им интересно, в бСССР-ких программах мне нравится систематизация знаний и глубина изучаемого материала, если бы был предоставлен выбор, то я бы предпочла последнее, и постаралась как можно интереснее преподнести его дочкам, самая большая и устойчивая мотивация в обучении - интерес ребенка к изучаемому материалу.

:offtopic:Не знаю для рабов или нет, но я училась именно в советской школе, не считаю своё образование или знания рабскими, очень даже наоборот, например мои знания по истории США помогали мне составить объективное мнение о стране ещё в те далёкие времена, я рада что не ошиблась, что в этом рабского не знаю, возможно Михаил имел ввиду пионэрию, только я и это не считаю рабским, это была идеология, в принципе ничему плохому не учили, но у меня всё равно не получалось петь в унисон, “наобороткой” была.:offtopic:

2 лайка

Это не я так настроена, это жизнь такая!
Я его не перегружаю, просто программа очень сильная и требовательная сейчас, зачем снижать обороты? (мы тоже не расслаблаемся. Хочешь жить, умей вертеться, как мой папа говорит). Он читает/занимается тем, что ему нравится. Нравится опыты ставить, ставим, надоело, никто его не трогает.
То что все подростки переживают переходный возраст и могут послать, меня это не парит, т.к . я хорошо себя в этом возрасте помню. По крайне мере, моя совесть будет спокойна, я даю все что могу. А потом, как практика показывает, большинство к этой учебе потом и возвращаются.

2 лайка

Ждала вашего ответа что бы вставить свои 5 копеек, потому как мнение моё абсолютно идентично, и мы сейчас можно сказать на пороге этого самого возраста и понимаем что выстрелить может в любой момент, потому так и торопимся, потому и хотим загрузить по максимуму, что бы сложилось хоть какое-то критическое мышление, чтоб когда гормоны выносят мосх из головы, на нем по возможности были остатки разума и способность к размышлению. Я считаю что нам через возрастной кризис поможет перемахнуть долгосрочная цель, т.е. мечта самого ребенка стать программистом, на этом и надеемся “перемогнуть” пару годков, а там глядишь и к учебе вернёмся, мечта возможно (и даже скорее всего) претерпит изменения, но поможет не оторваться от реальности. Вот тут и понимаешь прелесть американской школы - просто не форсируя обучения спокойненько переходить из класса в класс, особо не напрягаясь, что называется затаив дыхание смотреть как ребенок будет справляться со своим кризисом, в нужный момент подставить плечо, прикрыть спину и сделать вид что она/он сам/а справилась/ся. Что ещё мне нравится, так это то, что в американских школах опираются на опыт и исследования психологов, в Молдавии это сплошная борьба между учителем и психологом.

5 лайков

Начало в теме
http://www.govorimpro.us/forum/showthread.php?t=17820&page=5
Здесь можно продолжить.

Прежде, чем высказать свое мнение по этому поводу, заранее прошу - пожалуйста, не подумайте, что я пытаюсь кого-то поучать. Все, что я говорю - только моя собственная точка зрения и я ее никому не навязываю.
У меня (в силу возраста :blush:) уже довольно много друзей с детьми “за 20”, не говоря уж про двух собстственных старших детей (18 и 20). Понятное дело, меня всегда очень живо интересует, кто как рос-развивался в плане образования, какие результаты были в процессе, как эти результаты трансформировались в жизни… Возможно, мои слова покажутся кому-то крамольными, но “блестящие школьные умы” крайне редко дают ожидаемые родителями результаты в жизни (мы не говорим о реальных гениях).
Типичный диалог (состоялся 3 года назад) с мамой лучшего выпускника весьма сильной школы. Мальчик также показал экстраординарные результаты на бизнес-факультете NYU (New York University). Началась самостоятельная жизнь. И что? Он стал совершенно обычным клерком. Мама говорила мне: “И вот зачем мы его так тянули-мотивировали? Получается, что пока он был подчинен нам, он делал то, что мы требовали, а как только вышел в свободное плавание, стал тем, кем хотел - счастливым человеком. Но в его понятие счастья не входит карьера…”
Удивительнее всего то, что одноклассник этого мальчика, закончивший бизнес-факультет гораздо менее престижного колледжа, стал… непосредственным начальником “золотого” мальчика.
Мои собственные дети… Даже если не говорить о старшем сыне, я вспоминаю о том, как в 10-м классе моя старшая дочка попала под машину. Все эти курсы усиленной подготовки к SAT, ее потрясающие результаты в спорте были перечеркнуты тем, что девочка просто перестала нормально спать, есть, не могла выйти из дому, ее мучали бесконечные кошмары… Я молилась о возможности просто нормально с дочкой поговорить, без того, чтобы на третьей минуте нашей совершенно невинной беседы о цвете выпускного платья у нее не начались беспричинные слезы. Сейчас мы с ней лучшие подруги, но чего это стОило… В том числе, понимания того, что SAT - это не самое важное в этой жизни, хотя я долго терзалась в глубине души тем, что пусть и без нашей вины, но школьные результаты у дочки в результате всей этой истории оказались ну очень сильно средненькими.
И вдруг я узнаю подробности об однокласснице дочки. Тоже “наша” девочка, отличавшаяся амбициозностью и великолепными мозгами, сдала SAT с каким-то заоблачно высоким результатом, плюс до определенного момента у нее были серьезные достижения в спорте. Были… Не было только нормального контакта с матерью, был крайне вздорный характер, который окружающие почтительно называли лидерским… Девочка выбрала колледж подальше от родителей, ей уже 18 лет, приезжает домой только за деньгами. Общие знакомые из этого колледжа: “Эта? Так она ж вообще не учится, ее только на вечеринках с самокруткой марихуаны в зубах можно увидеть”. И кто теперь может сказать, в чем была ошибка?
Я не считаю, что школьные результаты не важны. Я просто пришла к выводу, что есть вещи важнее.

29 лайков

Как это не банально будет звучать - вовлечение родителей в понимание ребёнка “что такое хорошо и что такое плохо” ? :mda: Но не просто сказал как отрезал, а именно быть вовлечённым в жизнь ребёнка, понимать что с ним происходит и направлять в нужное русло. Но обязательно давать ребёнку почву для самостоятельности, учить его самостоятельности. У меня был случай с одноклассником когда за мальчиком со школы мама ходила по пятам, пихала его во все продлёнки и кружки . Он и на баяне играл, и был довольно умным и успевающим ребёнком, поступил в медицинский институт. И когда мама не смогла за ним ходить по пятам как раньше, он инстут бросил, спился и сейчас его уже нет в живых - сбила машина. Когда он был мальчиком и не мог уйити от навязчевой опеки, он научился врать. И чтобы с нами во дворе посидеть он постоянно врал маме (кстати, она не была его родной мамой) . И потом ему похоже понравилось врать и он уже не мог остановиться… :coffee:

5 лайков

Согласна, могу только дополнить, что неплохо бы самому иметь четкое представление о том, что такое “нужное русло” :slight_smile: А то ведь у всех это понятие имеет разные очертания. :slight_smile:

5 лайков

ИМХО, нужное - это любое русло, которое НЕ ведет к наркотикам, алкоголю, преступлениям и т.п.

1 лайк

Пессимистично ) у некоторых “нужное” - это русло, которое ведет к личному счастью, успеху и процветанию.

Покажите мне человека, который не хочет “личного счастья, успеха и процветания” :slight_smile: Теоретически я знаю некоторых. Мать Тереза, например, Джавахарлал Неру… Такие люди рождаются один даже не на миллионы - миллиарды.

1 лайк

Примеры можно?

Тех, которые добиваются - тех тоже один на миллиард.:slight_smile: