Поступление в колледж - мысли на тему

По просьбе некоторых поделюсь своими соображениями на тему поступления в колледжи. Всё что будет рассказано мной - чисто мои мысли и мнения основанные на каком-то личном опыте. Они могут быть не совсем верными для всех категорий детей, не совсем полными или просто ошибочными. Возможно что-то из того что я скажу будет прописными истинами известными всем. Сразу замечу что все дети разные, некоторые хороши в академическом плане, другие в спорте, третьи в чём-то ещё. Так как наш опыт основывался на академической стезе то по большому счету об этом я и расскажу, хотя понимаю что есть альтернативные пути. Короче, прошу не судить строго, просто мысли и опыт. Поехали))

Выбор школы
Один из самых главных вопросов в деле поступления в колледж. Я считаю что о колледже надо начинать думать уже при выборе начальной школы. Так как из начальной идут в среднюю, а из неё в хай, так что выбирая начальную вы возможно выбираете и хай. А качество хай скул будет иметь самое непосредственное влияние на шансы твоего чада попасть в колледж его/её мечты. Конечно тут есть много нюансов, люди приезжают с уже взрослыми детьми, люди привязаны к работе, старикам родителями, планируют после элементари идти в частную школу и .т.д. и т.п. но задумываться при выборе места жительства всегда надо. И селиться с этой точки зрения надо по возможности только там где есть доступ к хорошим хай скул. Ну и чтоб мидл с элементари тоже не страдали. Про качество школ - мы тут уже как-то обсуждали, что нежелательно полагаться только на рейтинги на сайтах типа грейтскулс или скулдигер или нише и им подобных. Школа может иметь рейтинг 10 но иметь жуткие проблемы например с булингом.

В Америке много школ в которые надо поступать с экзаменами или тем или иным отбором. Частные, магнеты и т.д. Причём из разговоров с разными людьми (ОБС алерт!!!) шансов попасть в некоторые айви из некоторых частных школ больше по причине каких то шефств, взаимодоговоренностей и т.п. (ОБС алерт офф :grinning:) Ну и конечно объективно - качество преподавания в хай рулит. Одно дело если тебя учат вчерашние студентки а другое если 70% учителей доктора или мастерс. Программы обучения и эквипмент тоже рулят. И колледжи эти школы знают. Они любят принимать учеников таких школ, и хотя сам факт учебы в крутой хай ничего стопроцентно и не гарантирует, но однозначно поднимает шансы по отношению к другим школам. Всё это надо изучать для своей местности или местности куда вы можете переехать чтобы попасть в одну из таких хай школ.

К непосредственно поступлению в хай надо готовиться заранее. Во первых интересующая вас хай школа может иметь экстернал курсы для мидлшкольников, или какой нибудь math team и т.д. Обязательно ходите класса с 7го а ещё лучше с 6го. Эти школы очень селектив (отбор в некоторые по шансам равен отбору в айви лиг универы 7-10%) и интерес который ваш ребенок демонстрирует к именно этой школе не останется не замеченным комитетом по принятию. Далее, есть курсы специализирующиеся на подготовке детей к паступлению в такие школы, стоят недёшево, но если ребенок поступает оно того стоит. Оставим за бортом этой темы вопрос о туторах, курсах и воскресных школах по математие, физике и т.д на этом этапе.
Я считаю что это всё должно быть с 2-3 лет, и уж тем более в мидл скул, но понимаю что некоторые родители могут не иметь возможности или дети не иметь желания.

Кстати выше было о колледже мечты - я считаю он должен быть. То есть ребенок должен заранее хотеть поступить именно вот туда. И желательно к началу хай скула уже знать направление, хотя бы в общих чертах, типа хочу писать программы/строить дома/летать на самолётах и т.д. и желательно чтоб он с этим не промахнулся, так как всё будет строиться вокруг этой темы. Возможно их будет не один а 3 колледжа мечты. Но быть они должны. И у тебя как у родителя есть прямая ответственность за то чтоб эта мечта появилась. А когда деть видит цель и на неё зафиксирован то и путь легче. Конечно всё это “желательно” только с точки зрения шансов попадания в колледж. Если ребёнок не знает и у вас не получилось помочь ему понять что он хочет делать в жизни - форсировать события засставляя его сделать этот выбор не имеет смысла и даже вредно.

Ну вот значит теперь когда со школой мы разобрались и попали в хай нашей мечты, фундамент заложен и надо начинать ложить на него кирпичики.

Резюме
Это для чего вам нужна ваша хай скул (кроме получения знаний и опыта конечно). Весь свой хай скул ребенок должен с самого начала и до 12го класса строить своё резюме. И чем солиднее оно будет тем выше шансы на хороший колледж по окончании. По моему мнению когда адмишенс комитет читает резюме то у них есть два вида информации которую они ищут (оставим за гранью дискуссии спортменов, иностранных студентов, легаси и другие привелегированные категории):

А: Общепризнанные критерии поступления, я называю их галочки и крестики. SAT> 1400 > галочка, GPA 4 > галочка, GPA 2.7 > крестик. Ни одной оценки Б в хай > галочка. С по математике > крестик. И т. д.
Б: Что-то экстраординарное, выделяющее ребенка из толпы. За что цепляется глаз. Например интерншип в НАСА. Научная публикация. Победа в национальной олимпиаде. Аворды, построенные роботы, написанные программы и т.д. Желательно!! Очень желательно чтоб всё это вертелось вокруг одной темы, ну той о которой я говорил выше что с ней желательно не промахнуться.

Сразу скажу что, исходя из того что я понимаю всё это рассматривается как полный пакет и наличие/отсутствие какой либо галочки/крестика или отдельной категории экстра не играет критической роли.

  1. Оценки и сложность курсов. САТ/САТ сабжект/ГПА - чем выше тем лучше. Это просто галочки. Они ничего не гарантируют, но должны быть поставлены. Когда они есть - ваше резюме смотрят дальше. Когда там стоит крестик - может и смотрят дальше, но только в поисках чего-то очень серьёзного способного перевесить лажу с оценками. Для айвис они должны быть близко к 4/1600/800. И желательно все возможные АП классы. Пытайтесь чтоб оценки Б не было никогда ни в одном маркинг периоде. Но ещё более важно чтоб курсы которые ваш ребенок учит были максимально приближёнными к сложнейшим. То есть если Б по алгебре взятой в 11 классе сильно ударит по вашим шансам на айви то Б по АП калкулус БС взятом в том же 11 классе не будет иметь такого критического значения. А уж на Б по мултивариабл калкулус в 12м им вообще плевать.
  2. Лидерство - как минимум это должна быть галочка, типа “капитан математической команды школы”. Как максимум это должно быть что-то выдающееся, тру лидерство красной нитью проходящее через всё резюме, типа с детства прирождённый лидер, президент класса, капитан национальной команды по астрономии, член комитетов по охране чистоты рек, в 11м классе замутил нон профит благотворительную организацию которая собрала деньги на строительство колодцев Африке. Есть колледжи которые уделяют этому большее внимание (Гарвард кажется, не уверен) есть которые меньшее.
  3. В дополнение к основной теме на которой сфокусирован апликант дожно быть что-то совершенно другое, увлечение типа танцы, рисование, поэзия, скрипка, некомпетитив но постоянный спорт и т.д. и т.п. Что-то что покажет ваше чадо под другим углом, как многогранно развитого человека. Это мне жена сказала, я не уверен что да как, но это логично.
  4. Исследования и публикации. Исследования должны быть начиная с 9го класса. Прям обязанны быть. И не одно а постоянно. Несколько. Это непросто. Надо ведь не только сгенерировать идею, но и потратить энное количество времени на её исследование. И чтоб идея при этом не была лажей. Но это то что вас отличит. То за что зацепится взгляд комиссии особенно если за рисерч будут призы. Желательно чтоб исследования вертелись около вашей темы и очень желательно чтоб за какое либо из них был получен аворд на серьёзных соревнованиях. Если какие нибудь из ваших исследований опубликуются в серьёзном научном издании то это тоже будет большим жирным плюсом. Я понимаю это может звучать запредельно нереально, но в действительности это достижимо, легче чем звучит. Хорошие школы предоставляют ребенку информацию о таких соревнованиях и программах, но не всю и не всегда. Вы должны их искать сами тоже. Всё это есть в интернете, вы просто должны искать всё время начиная с 9го класса.
    Даже если ваш ребенок учился не очень и имеет много Бs то такое исследование, публикация, призы могут быть именно тем фактором который перевесит оценки сильно подняв его шансы на хороший колледж.
  5. Проекты (желательно) по вашей теме. В какой то мере они могут быть связанными с предыдущей категорией. Это может быть лекарство от рака (сразу примут везде! но вам это возможно уже не будет нужно:)) или построенный робот взявший приз, или нон профит компания по сбору средств и раздаче еды бездомным или эндлесс лист вещей. Что-то серьёзное, что ваш ребенок разработал и сделал сам.
  6. Летние программы при универах и других местах. Есть куча летних (да и не только) программ, ищите их, смотрите то, что подходит под вашу тему и другие интересы (помним о многогранности). Если универ вашей мечты имеет подходящую программу - записываемся! Это покажет универу ваш долгосрочный интерес именно в них, а по окончании программы профессор который её вёл может даже дать вашему ребенку рекомендательное письмо, которое потом увидят его коллеги (а может даже и он сам!) из адмишен комитета.
  7. Олимпиады и соревнования. Это тоже реальная тема, которая, как и исследования, может быть серьёзнейшим помощником в поступлении. Чем больше их и чем выше результат - тем лучше. Жена говорила что топ колледжам важны только победы на национальном и интернациональном уровне, то есть если выиграл штат - не особо поможет. Не знаю права она или нет. Oлимпиады в разных специальностях обладают разной степенью популярности. Например в математику рвутся все и много умных детей, соответственно пробиться труднее чем в какой нибудь астрономии или биологии или физике. Это всё опять таки надо искать вам, как ребенку так и родителям.
  8. Туторы и доп. курсы - много много денег на них. Некоторые из них не отрабатывают и половины заплаченного, некоторыми не нахвалишься. Но они должны быть. На АП экзамены, на САТ, на эссе в колледжи, просто на подтягивание того или иного предмета.
  9. Работа на благо обществу, волонтёрство - тоже в какой-то мере важная галочка. Вариантов масса. Кто-то с прицелом на медицину может волонтёрить в больнице, кто-то поступающий на компьютер сайнс туторить физ-мат-прог детям с бедных районов.
  10. Сочинения на колледжи. Это по свидетельству народа в интернете ещё один решающий фактор. Начинать их писать надо аж с лета. Там есть одно главное эссе которое идёт во все коллдежи и потом у каждого колледжа есть свои требования по добавочным. Это много, много работы, которую надо сделать очень правильно. Что именно должно быть отражено в главном эссе я так и не понял, но я особо и не старался, у меня этим заведует жена.

Резюмируя вопрос резюме, и всю тему - когда вы закончите со всем вышеперечисленным и приступите к подаче заявки в универ вашей мечты вы с удивлением обнаружите что в в ней на всё это есть место! Есть место для рисерча. Для призов что получил. Для любимого бадминтона, контрабаса, олимпиады и сборника стихов написанных вашим ребенком. И чем меньше полей вы оставите пустыми в этой заявке тем пухлее будут она и соответственно ваши шансы на поступление.

Если что забыл - дополняйте. Всем удачи!!!

8 симпатий

Борис, спасибо большое за такой подробный и информационный пост!
Было на самом деле очень интересно узнать про весь этот процесс и как оно работает!

Ещё раз мои поздравления вашей семье и дочке! Она большая молодец и такое под силам только реально интересующимся и увлекающимся детям.
Пусть учёба для неё будет не менее интересной чем подготовка и в дальнейшем всё сложится самым наилучшим образом!

1 симпатия

Прекрасная, правильная и очень нужная информация!
Я не совсем согласна только с одним

Туторы и доп. курсы - много много денег на них.

Иногда можно и без туторов. У сына не было ни одного преподавателя, готовился сам. Брал сложные АР (мултивариабл калкулус, физика С, комператив гавермент и др.) и обошлось без “В”. Но то, что только академической успеваемости абсолютно недостаточно - это факт, Вы правы на 200%. Если бы все, что Вы написали мы знали до поступления, то даже не стали бы соваться в MIT и Гарвард, чтобы не получать по носу. Но опять же, это только наше упущение, нужно было узнавать заранее и отдавать отчёт, что только один год в американской школе ДО подачи документов в университеты - это очень мало.

Очень много зависит и от самого ребенка.
Я лично знаю мальчика, который без репетиторов и прочего поступил в МИТ. Потому что очень хотел. С детства. И понимал, что финансово родители ни чем помочь не смогут. А у него мечта была - МИТ.
И он выйграл международную олимпиаду по информатике. В Сингапуре :))
И МИТ взял его.
Лет 7-8 назад дело было.
И да, по окончанию, приглашения от всех именитых компаний, сыпались на него как из рога изобилия :slight_smile:

Но сколько тех мальчиков и девочек, которые могут выйграть международные олимпиады по чему бы там ни было.

Поэтому, когда у ребенка есть желание, упорство, мотивация и у родителей возможность поддержать и помочь, то это идеальное сочетание.

Настолько мотивированные и одарённые дети бывают исключительно редко. Я это только к тому, что на такое рассчитывать всё-таки не стоит, выиграть международную олимпиаду, даже при желании, может далеко не каждый.

Как я уже говорил моё мнение что элемент удачи и рандома в этом процессе очень велик. Умные дети со многими плюсами из списка выше - не поступают, дети с рекордом намного хуже которые по словам дочки “парти тугезер эври вик” поступают. Так что всё вы сделали правильно имхо! А вдруг звёзды сошлись бы? А про туторов скажу что и раньше по всяким вещам что ты рассказывала обратил внимание что ваш мальчик очень умный:) Может ему и не нужно было, или нужно но очень мало. Большинство же детей, пусть даже и умных, поимеют огромный бенефит от туторов и курсов.

1 симпатия

Спасибо за добрые слова :sunflower:
Вчера сын приехал из университета со всеми А, и это с мажором Traditional Math. Посмотрим, как жизнь будет складываться дальше.
Я с Вами не спорю, от туторов много пользы, а многим детям они необходимы.
Вашей дочке желаю огромных успехов, чтобы реальность даже превзошла самые смелые мечты. Она у вас большая умница!

Для тех, у кого не сложилось с этими десятью пунктами, есть другая концепция, которую когда-то объяснил мне знакомый, преподававший в Лиге плюща.
Он считал, что в общем случае решающую роль играет только то, где ты получил магистра. То есть, вполне годится простая биография хорошего ученика нормальной школы, а потом – хорошего студента среднего университета. Во время учебы в этом условно среднем университе нужно начинать телодвижения с прицелом на дальнейшее обучение в топовом.

1 симпатия

Ну тут проблема в том, что эти телодвижения уже будут совершаться без помощи родителей. Кто-то в 20 уже взрослый и самостоятельный, а кто-то ещё ребёнок.

Туторинг здесь надо шире рассматривать, чем просто туторинг. Это и связи тутора, и его договорённости с колледж admission консулами. Все это есть. И это работает.
Мой босс закончил Гарвард 2 раза - в 1994 и 96 (МВА). Он поступал в 1990, он говорит, что 25% был admission rate. Сейчас это 2,5%, если не 0.25%. Все поступающие дети соревнуются не только между собой, а в том числе с родителями и профессионалами, занимающимися подготовкой поступлений в колледж.
Наши соседи по нашему жилищу в Москве нанимали целую команду для поступления их старшей дочери в колледж - как они сказали это сложно и дорого (thousands & thousands $$). Не все такой инфо готовы поделиться. Поступила в Berkeley, на первом курсе сейчас.

Кстати. Фильм house of cards. Там в начале фильма - может быть даже в 1 серии - была сцена, где Frank Underwood договаривается о поступлении сына Линды Vasquez в Stanford. Его реджектнули, но Фрэнк делает звонок, и договаривается. Я недавно пересматривала этот фильм - там этой сцены уже нет, вырезали, видимо, после college admission скандала.

Резюме. Поступление в колледж - это деньги. Прежде всего.

Забыла сказать почему я про босса заговорила. Так вот, босс мой начал работать над проектом для своего старшего сына, когда сыну было 3 года (сейчас 13).

А как? Какие шаги в 3 года он может сделать?

Его проект - это посещение всех national парков Америки. Вот с 3 лет он по ним путешествует. Они посетили 200+ на текущий момент. До его поступления посетят все. Их 400+

Прикольно. И как то это потом свяжет в какую то им (колледжу) нравящуюся фишку?

Как-то свяжут. Это будет один из многих. Он и по интершипам договаривается с Lockheed Martin. И лично с президентом гарварда встречался на каком-то private dinner. Работает вообщем над поступлением.

Небось, в географы и энвайронменталисты метит.
У моего сына была такая специализация. Потом не мог найти нормальной работы по профилю, да и зарплаты там нищенские, пришлось в ИТ сдаваться. Может, с таким-то проектом шансы были б получше.

Вот за что я презираю американский политический истеблишмент. Сын еще – ни ухом, ни рылом, а папаша уже с президентом Гарварда хороводит. А потом полный Сенат таких выходцев сидит.

Не думаю. Думаю IT

Да, все верно. Так и есть. Каждый политик тянет одеяло на себя. А college admission is a scam. И просто часть всей системы.

Только что сынуля позвонил - никого из их школы - НИКОГО- не взяли из early admission в колледжи из Лиги плюща.
Ни тех, кто с legacy, ни деньгами, ни с тем и с другим.

В новостях - Гарвард не будет требовать SAT и АСТ в течение 4 лет