Школы для "особых детей" или Special Needs Education в Америке

Здравствуйте все, кого хоть как-то касается или просто интересует вопрос образования для “особых деток” в Америке.

Сначала хотела написать пост в дневнике и поделиться нашим, пока еще небольшим опытом, но потом передумала, и решила создать ветку на форуме, чтоб каждый, кому есть что сказать или спросить, мог подключиться, ну и я смогла дописывать новые посты по мере нашего развития.

Начну с того, как у нас проходил процесс оформления нашего ребенка, которому нужно специальное образование, в школу. Как только мы сняли жилье, я сразу отправилась в школу по нашему адресу, предварительно погуглив где она находится и почитав все что можно было найти о ней в интернете. Это обычная паблик элементари скул, по отзывам особо ничем не выдающаяся, просто нормальная школа, как и множество подобных. Пришла в мэйн офис, спросила есть ли в их школе спешиал нид классы и что нужно для того чтобы зарегистрировать ребенка в школу. Мне сразу выдали стопочку листков со списком документов, но как оказалось - это общая информация, там перечислено очень много всего и для всех, но не все нас касалось. И отправили в Board of Aducation, что находится прямо через дорогу, предварительно им перезвонив и предупредив, что мы к ним идем. Там милая женщина задала мне пару общих вопросов, взяла номер телефона и сказала ожидать звонка от социального работника, которая назначит нам дату и время для собеседования, которая будет заниматься нашим делом, поможет определить уровень развития ребенка, чтоб подобрать ему подходящий класс, а возможно и другую школу, если эта не в состоянии ему обеспечить все необходимое. предупредила сразу, что в этом случае транспортировка ребенка обеспечивается, чтоб мы не переживали. Также мэм отметила в огромном списке те документы, которые нам нужно собрать для начала, их получилось не так много: подтверждение адреса, копии гринкарты и соушиала ребенка и родителей, копию свидетельства о рождении, если есть документы с предыдущих мест учебы, если нет, то не надо, лист вакцинаций.

Социальный работник - очень милая девушка/молодая женщина по имени Лорен, сопровождала нас в школу в кабинет, куда нужно было подать все документы, попросила еще донести форму от врача и справку о PPD (манту, реакция на туберкулез). Дала мне заполнить еще несколько бумаг, поотвечать на разные вопросы. ну и все, сказала ожидать звонка, в котором сообщит мне дату в время тестирования, чтобы определить уровень моего ребенка и соответственно класс, в который он бы пошел.

На тестировании присутствовало 5 человек, среди которых психолог, логопед, еще какие-то педагоги включая и соц.работника Лорен. В целом, тестировали не ребенка, а задавали разные вопросы мне. В результате мне сказали, что скорее всего наш ребенок будет посещать не эту школу, не это здание, а другое. но точнее будет ясно после второго тестирования, куда они еще постараются пригласить переводчика, потому что во всех медицинских тонкостях мне конечно было сложно с ними объясняться.

Второе тестирование назначили примерно через недельку, и на нем уже больше уделяли внимание не умственному, а физическому развитию. Была приглашена женщина (физикл тепавевт), сама родом их Чехии, которая учила русский язык более двадцати лет назад. Ее русский был далеко не идеален, но в общем и целом, нам с ней удалось довольно подробно пообщаться. Она сама осматривала ребенка и на английском рассказывала школьной команде обо всех его проблемах. На этом тестировании они даже наметали приблизительный план терапий, сколько и чего нам необходимо. Теперь меня отправили домой подождать пока они подберут наиболее подходящую для нас школу, составят всю документацию и перезвонят мне.

Еще через недельки полторы мне сообщили дату и время встречи в Academy Learning Center, что находится не в нашем городке, а аж в Монро, что если ехать по самой короткой дороге, будет 12,5 миль от дома. Я сначала немного даже расстроилась, когда поискав в гугле, обнаружила, что это не обычная элементари скул со спешиал нид классами, а полностью специализированная школа. Но решила раньше времени никаких выводов не делать, все таки меня уверяли, что стараются подобрать наилучшее учебное заведение для моего ребенка.

Приехали мы в назначенное время в эту школу, нам выдали типа гостевые бейджики или наклейки с нашими именами по простому. Так же сюда приехала и Лорен, вообще она сопровождала нас на предыдущих тестированиях, она мне звонила или писала смс, в общем, весь этот процесс проходил под ее чутким руководством. я никуда не бегала, ничего не носила, никуда даже не звонила. всей документацией, организацией она занималась. Нас встретила милая женщина, если я поняла правильно, по должности какой-то зауч или заместитель директора. Пригласила нас в небольшой конференц-зал или кабинет. Лорен в кратце описала всю нашу ситуации, рассказала все о моем ребенке, все что они узнали из предыдущих тестирований. Мне также задали еще несколько дополнительных вопросов. Потом пришли две женщины, логопед и окупейшн терапист, с познакомились, пару вопросов и забрали наше чадо в другой кабинет позаниматься. А мы остались здесь, еще немного пообщались с милой мэм, а потом она провела нас с Лорен по всей школе, и показала все-все-все помещения, классы, кабинеты, площадки, спортзалы, сенсорные комнаты, в общем, всю школу, в том числе и классную комнату, в которой предположительно должен будет учиться мой сын. Хочу сказать, что впечатляюще! Причем впечатлил не ремонт или какой-то шик, нет, абсолютно, здесь все просто, никакого мрамора или персидских ковров, просто, но очень аккуратно, уютно, очень светло, очень чисто, ярко. Везде детские рисунки, поделки, фотограции школьной жизни. Мне очень понравилось. Сам класс тоже хороший. Здесь нет парт, как принято обычно в школе. есть один большой стол, за которым все дети вместе занимаются. Прямо в классе есть и туалетная комната, и персональный шкафчики для каждого ребенка, холодильничек и микроволновка, полки с книжками и всякой концелярией, развивалками и прочим учебным материалом, столики с компьютерами. Игровая зона с мягким ковриком на полу, где можно посидеть, поваляться, поиграть. в общем, класс больше похож на садиковскую группу, нежели на школьный класс.

Все увиденное мне очень понравилось, в том числе нам удалось застать небольшую часть учебного процесса. Мой ребенок на айпаде складывал бананы к бананам и клубнику к клубнике. оказывается айпадами школа обеспечена вдоволь. Для каждого ребенка есть персональный, всем хватает, никакой очереди. И очень многому учителя учат деток именно таким образом, посредством всяких развивающих игр. После этого визита, у меня совсем исчезло ощущение разочарования, что мой ребенко не будет учиться в обычной школе, а будет посещать именно специализированную, потому что все мне здесь понравилось, и я реально увидела, что здесь все предусмотрено и продумано для особых деток, что скорее всего простой паблик скул непросто в полной мере все это обеспечить.

Позже к нам присоединился еще и сам директор школы. Ему в кратце все о нас рассказали, тут уже вернулись с урока сам виновник сего сборища с учителями. Все пришли довольные, Дима уроком, учителя учеником, хвалили его и сказали что он очень дружелюбный, общительный и довольно способный, что они с удовольствием будут с ним работать.

Оставались только некоторые бумажные нюансы, в которые меня даже не посвящали. это уже Лорен обсуждала с директором сама. а мне снова оставалось просто подождать, когда позвонят и скажут что можно начинать учебу, назначат точное время куда и когда за ребенком будет приезжать автобус.

Сегодня уже второй день, как мое чадо учится в этой школе. Скоро его привезут домой, так что я пошла встречать. А в следующем посте напишу о том, как прошел его первый день и второй тоже;)

16 симпатий

Продолжаю свой рассказ. Как уже, наверное, стало понятно из первого поста, весь процесс оформления ребенка с проблемами развития и здоровья в школу оказался не быстрым. Да, это действительно так, но хочу отметить, что он и не был для нас сложным. Все, что от нас потребовалось, это несколько бумажек и терпение. Ото всех бюрократических заморочек я была полностью избавлена, всем занималась Лорен (социальный работник). Вспоминается мне процесс оформления ребенка в садик на Украине, по времени получилось немного быстрее, но набегалась и настоялась в очередях еще как. Так что, здесь нужно отдать должное американцам, - работают может и не быстро, но хорошо.

Итак, долгожданное сообщение от Лорен о том, что Дима принят в школу, и что ближайшие дни она сообщит мне все подробности о том, как он будет туда добираться. Затем сообщение с точной датой и временем, к которому Дима должен быть готов встречать автобус прямо под нашим домом. И вот в понедельник стоим мы и ожидаем желтый автобус, а вместо него подъезжает минивен на котором написано Board of Aducation. Водитель представился, сказал, что будет каждый день отвозить и привозить наше чадо на учебу. ОК, я усадила ребенка, спросила, могу ли я поехать вместе с ним, чтоб отдать учительнице кое-какие вещи, ну и вообще проводить его, так как это наш первый день. Честно говоря, я даже не догадывалась что это может быть нельзя, спросила чисто из вежливости, ну и вдруг он просто еще должен детей забирать и места нет )все таки это не автобус):blush: Оказалось, проблема не в этом, он вообще везет моего ребенка одного единственного. Удивилась, когда он решил позвонить кому-то и спросить, а тот кто-то еще кому-то, а потом ответили, что нельзя, правила такие((( Даже расстроилась. Ну как так, первый день, а я не поеду с ребенком, отпущу его с незнакомым дядей? Но правила есть правила, и меня предупреждали раньше, что ребенок за пару-тройку дней привыкнет без родителей и все будет хорошо, а если мама будет с ним первые дни в школе, то он привыкнет туда с ней ходить и потом отвыкать придется уже несколько недель. Но я видимо не поняла все подробно. Почему-то подумала, что нельзя присутствовать на уроке, но что сопровождать ребенка в транспорте, провести его до класса, какие проблемы? ну ладно, поцемала свое чадо, помахала ручкой. Еще сказала водителю, что в рюкзаке есть ланч, переодежка, Димкин айпад, игрушка и кое какие мелочи канцелярские, чтоб он передал учительнице или кто там его встретит. и в расстроенных чувствах отпустила. Зашла домой, только собралась звонить маме, рассказать как меня обломали, не дали отвезти Димку в школу. Как тут смску от Лорен, она как раз ехала на работу мимо нашего дома и решила заехать меня успокоить уже будучи в курсе, что я хотела поехать с Димой и мне не разрешили. Она пообещала мне в 10 часов перезвонить в школу и узнать как у него дела, и потом написать мне сообщение. слово она сдержала, написала, что Дима отлично проводит время, веселится, ведет себя хорошо и говорит “Хай” каждому. )))
Настроение поднялось, душа немного успокоилась. Про “Хай” - это точно про моего ребенка, так как ему действительно очень нравится всем говорить хай и бай-бай. Пока что он по английски больше ничего не знает, кроме букв и цифр больше никаких слов.

С нетерпением ждала возвращения из школы. и вот машина приехала. водитель сказал, Дима в дороге вел себя хорошо, спокойно. ну это не удивительно, ездить в машине он очень любит и хорошо что не испугался ехать с незнакомым дядей без мамы. Зашли домой, я сразу полезла в рюкзак, как знала, что там должно быть что-то от учительницы. А там большая толстая тетрадь в которой очень теплое приветственное письмо и подробный рассказ о том, как прошел первый день в школе, вплоть до того, сколько раз мое чадо в туалет ходило)) Ну и конечно написала, чем они занимались, что Дима повторял буквы, какие цифры называл, даже считал индюков на русском))) Также учительница написала имена всех детей, которые учатся с Димой в классе и имена и фамилии трех ее помощников. Итого, на восемь детей в классе есть четыре взрослых, то есть учительница и три помощницы. Кроме того есть еще специалисты по разным терапиям, то есть персонала очень много и действительно, процесс обучения основан на индивидуальном подходе.

Вообще, мне очень понравилась эта идея с тетрадью Оказывается, это такой дневник, который есть у каждого ребенка и посредством которого осуществляется общение между учителем и родителями. В наших школах тоже у детей есть дневники, но ведь они какие-то шаблонные, просто для оценок и домашнего задания, а толком там и замечание или пожелание написать некуда. Этот же дневник ведется в свободной форме, просто как переписка, что, как мне кажется, и более удобно и можно подробнее изложить свои мысли и учителю, и родителю. Ну и конечно, для родителей, чей английский не идеален, это вообще гениальная идея. Всегда можно воспользоваться словарем, ничего не упустишь и не перепутаешь, как при устном общении, плюс почерпнуть для себя какую-то новую лексику. Ну и конечно, учительница мне написала свой рабочий номер телефона и время, в которое ей удобно общаться, также адрес эл.почты. И даже перезвонила сама. Кстати, как ни странно, общаться с ней было несложно. Хотя вообще для меня телефонные разговоры на английском - это еще проблема. но она то ли так хорошо говорит, то ли для меня старалась четко и громко все произносить.

В общем, первый школьный день был очень эмоциональным и для ребенка, и для меня. Но в итоге все оказалось здорово, все довольны.

9 симпатий

Поздравляю с первым школьным днем!
В Америке очень хороший special needs education, организация всего процесса очень продуманная. У меня муж работает в Хайскул, частенько бывает в крыле special ed, каждый раз восторгается. И я тоже там бывала, тоже первое время выпадала в глубокие обмороки, сейчас попривыкла)) И игрушки на айпадах, и тренажеры, и развивалки, и на экскурсии катаются постоянно, и на каток , и в бассейн. У вас в школе бассейна нет?
Сhikaptichka, а можете вкратце рассказать, какой диагноз у ребенка и какую программу ему предложили? Или пока “программы” нет, они, наверное, пока присматриваются друг к другу… Вам время конференции с учителями назначили уже?

Так как Дима кроме нескольких простых слов ничего не говорит и про свои впечатления от школы рассказать не может, то мне остается только наблюдать за его реакцией. Сегодня он с удовольствием залез в машину, что, как мне кажется, говорит о том, что в школе ему понравилось. Кстати, он отлично запоминает такие вещи, и только раз его где-то обидят, потом он к этому месту на пушечный выстрел подходить не хочет. ну и соответственно, если бы эта машина отвезла его в плохое место, сегодня бы он так живо в нее не заскочил.

Домой вернулся тоже в хорошем настроении, сразу потребовал свой планшет. Хотя он у него был с собой в рюкзаке, но видимо в школе нет времени в нем торчать, что очень здорово, а то последнее время что-то многовато времени проводил то с планшетом, то с телефоном, то около телевизора. Сегодня также в тетради обнаружила письмо от учительницы. Она рассказывала, о прогулке на улице, об уроках, и о том, что Диму учили кушать самостоятельно ложкой и поэтому он запачкался. Да, действительно, на кофте у него были пятна, но это все ерунда, главное что с ребенком занимаются, что он не сидит целый день уставившись в телек.

И какой же это кайф, какое облегчение для родителей, когда не нужно с утра сломя голову нестись в школу/садик, потом бежать на работу или еще куда-то, даже домой. А если дождь, снег, жара. Как вспомню когда наш садик на Украине был на другом конце города, аж вздрогну. Мы даже специально квартиру потом сняли в том районе только ради садика. Здорово, что здесь транспортировку детей в школу и обратно обеспечивают, это очень облегчает жизнь родителям, особенно если еще нет собственной машины или прав.

5 симпатий

Диагноз синдром Вильямса - это генетическая патология, микроделеция седьмой хромосомы. Чтоб долго и нудно не вдаваться в подробности, скажу просто что похоже на см. Дауна, просто другой фенотип, но в общем и целом, в поведении, проблемах есть много схожего. Детки эти очень общительные, даже слишком, вот наш может к незнакомому человеку на улице подойти, взять за руку, вести куда-то. Кстати, еще один положительный момент - это реакция американцев. они с удовольствием начинают с ним играть, баловаться))) раньше мы только видели изумленные, даже ошарашенный реакции. буквально один их десяти украинцев мог как-то по доброму на это отреагировать. также наши дети очень музыкальные и добрые.
Нет, время конференции еще не назначили, наверное и правда только присматриваются.

Это Эльф, что ли? Насколько я знаю, американцы ставят целью добиться полной социальной адаптации Эльфов, чтоб и на работу ходил и жил отдельно, с приглядом.
Сколько вашему товарищу лет?
У вас через некоторое время будет беседа с учителем. Ну, когда они друг друга узнают получше. Учитель наметит цели обучения на этот год, и вас послушает, что вы хотите в этом году от ребенка. Так что подумайте, надо сформулировать, чо вы от него хотите.
Ну, вот, чтоб ложкой ел сам. Чтоб сам с ланчбоксом управлялся. Словарный запас расширять, правильно? У него речевой скачок должен быть в этом возрасте где-то, правильно?

у меня младший ребенок с аутизмом, 3 с половиной года, идем в спец школу на 2 года с февраля а там будем решать со всеми учится или в спец школе.
Вроде бы язык сейчас пошел, занимались АБА с 2 лет, но не так много 8 часво в неделю примерно.

Да, все верно, иначе называемое синдром лица Эльфа.
У меня есть пару знакомых, которые тоже живут в США с такими детками, так я прям всегда восхищалась, когда они рассказывали о своих детях, в особенности об обучении. У них дети от нормы недалеко ушли совсем, а все потому что заниматься ими начали правильно и буквально с рождения. У нас же с этим было очень туго, сначала еле еле сам диагноз поставили, потом я сама на англоязычных сайтах искала информацию и врачам рассказывала что это, как и откуда. До сих пор наши врачи если что-то слышали, то хорошо, а большинство даже представления не имеют что это за синдром. И что самое печальное никто и заниматься не хотел с ребенком, логопеды в наших больницах только букву РРРРРР берутся исправлять. Конечно я сама занималась как могла, в реабилитационные центры водила, но прогресс шел очень медленно.
Теперь надеемся, что здесь, в США, мы если упущенное не наверстаем, так хотя бы ребенок будет расти в здоровом гуманном обществе, что уже хорошо.
Нам уже девять лет. Ну речевой скачок у всех по разному происходит, в большинстве случаев намного раньше даже. Но у нас пока что-то не сильно, хотя пробует, старается, повторяет.

да, дай бог…

мы с языком много стадий прошли… и памяти не было и все звуки неправильные.

Ходили к тетке профессорше опять она сказала нажать на Non verbal communication.Ну и старатся чувство юмора развивать.

мы стали снимать смешные видео, я их на ютюб для себя ставлю, т.к. дочка их с АйПэда сразу удаляет.

типа такого, попробуйте дома со своими игрушками, что бы ребенок свои видео смотрел.

Puppy wants cookie - YouTube

в этих видео главное самим смеятся от души - дети потом его смотрят по 100 раз и сами в хорошем насторении.

ну и повторение слов.

да, психолог сразу нам сказала переходите на английский пока, что бы связать логику языка в голове.

еще помогло прыгать на слоги. например МА-МА 2 прыжка. или в ладошки хлопать.

видео для глухонемых оченЬ очень помогли Signing Time

да, работы много и где мы будем лет через 15-20 кто его знает?

мы полтора года АБА, но на АБА ли прогресс кто его знает? Психолог боится и прогнозы давать и анализоровать прошлое…

а особенность обучения в том что нормальному ребенку надо раз 5 повторить, нашим детям 1,000 раз.

это слова логопеда.

2 симпатии

АВА-терапии мало 8 часов в неделю. Это школа столько часов предлагает? У наших аутят каждый день часа по 2-3 с перерывами, плюс во второй половине дня инструктор приходил домой, брал клиента погулять и маме рассказывал, что она должна делать. Каждый будний день.
Это сосед наш на старой квартире.
Ну, то есть, по-хорошему, АВА должна стать стилем жизни в семье, а не 1 урок в день 40 минут, дальше про нее забываем до завтра…
Но, говорят, от школы к школе различается, у всех свои порядки, все по-своему бюджет пилят. В соседнем городе АВА вообще нет, какая-то параллельная программа идет.

Ага, так и живем.

8 часов, это то что государство дает, остальное дома сами…

в фервале в школе 12 часов в неделю АБА - 2 года.

второй год - пол-дня в простой школе, а уже если из этого ничего не выйдет будем из дома учится.

я думаю лет в 7 будет видно тянет или нет

Мы специально для этих целей видео не снимали. Но ДА! Наш тоже очень любит смотреть свои видео. Просто домашние коротенькие ролики, где я просто пыталась запечатлеть какие-то его успехи, например как он поет, на пианино брынькает. Где наша собака под это же пианино поет. также всякие прогулки в парке, где он уток кормит или гоняет голубей. В общем все такие позитивные моменты. и он их с удовольствием смотрит сам включает и перекручивает эти видео по сто раз, ему очень нравится. а детсадовские утренники - это вообще восторг, пересматривает, перематывает любимые моменты. Да, отличная идея, надо попробовать записывать побольше и постараться делать это специально и со смыслом.

1 симпатия

это точно работает, во первых надо делать разные неожиданные глупости…

это мозг заставляет думать. и все время быть на чеку. Ну и юмор попроще типа шел, споткнулся, упал, мордой в грязь…

а что интересно язык от этого идет (явно от положительных эмоций) и улыбка во все лицо, у вас может нет проблем с улыбкой, у нас же засада - ребенок был как Будда с рождения - никаких эмоций вообще. НОЛЬ.

а вчера она пошутила в терапии первый раз. до слез…

логопед сказала если вы сможет ребенку развить чувство юмора, то ребенка все будут любить, и это хоть немного но жизнь его сделает легче, даже если интеллектуально он будет ниже среднего.

Так что чувство юмора - это то что МЫ можем подарить и это бесценно… :slight_smile:

А жить им будет трудно в любом случае…

логопед сказала если не пойдет NON VERBAL COMMUNICATION то трудно будет развить полноценный язык. А это жесты, мимика, пальциком показыватЬ и взгляд конечно переводить с мамы на объект и обратно на маму. Мы сейчас над этим работаем. АБА кстати это мало делает, но АБА во многом помогла наладить первоначальный контакт.

Да, я знаю что такое аутизм, мы еще до садика посещали некую ассоциацию и как раз там большинство деток было с этим диагнозом, так что близко знакома. Вам нужно много терпения и упорства, чего желаю вам просто в безмерном количестве. Но судя по тому что вы уже описали, у вас уже хорошие успехи, и будет еще лучше, я уверенна.

1 симпатия

спасибо! всем нам много много терпения и побольше чувства юмора!

мне кажется это все таки генетика, у меня есть двоюродный брат учился в школе для глухих в России (это кстати стандартный был подход в советское время если у человека более менее голова работает), хотя он прекрасно слышит - чудной немного, женился на глухой девчонке из его класса.

а родственники говорили что его собака напугала…

я думаю что это НЕ собака…=0

Friendly to the Extreme: Meet Kids and Adults With Williams Syndrome - ABC News
an interesting video about a camp for kids with Williams syndrome

2 симпатии

аутизм наоборот спасибо!

Спасибо, очень интересное видео! Ассоциация Вильямс Синдром вообще здорово поддерживает родителей и самих детей с синдромом. Каждые два года еще проходит масштабная конференция. В этом году в августе тоже была в калифорнии, но мы не поехали. мы только приехали в США, не было возможности. Надеемся на следующую попадем. Мне одна знакомая рассказывает все подробности, они стараются все время посещать это мероприятие, много интересного и полезного каждый раз узнают.

Вчера одна знакомая, у которой ребенок помладше задала пару вопросов по поводу устройства ребенка в садик, тем самым навеяла на меня кое-какие воспоминания и мысли. Как-то сразу об этом не задумалась, но после нашего с ней разговора, в сравнении выяснились еще интересные детали по поводу специального образования в США и на постсоветском пространстве для сравнения.
В России, Украине, Беларуси и наверное еще других странах ведь перед садиком, школой особому ребенку нужно пройти через ПМПК (психолого медико педагогичесая комиссия), а чтоб ее пройти, соответственно еще нужно пройти целый список врачей-специалистов. Так вот, в США ничего подобного нет. Все что потребовалось - это заполнить одну бумажку от педиатра. Никаких психиатров, ортопедов, неврологов и прочего не нужно. Никаких заключений и разрешений от ПМПК. Я уже написала, что у Димы было два раза что-то вроде тестирования, на котором школьная команда сама его осматривала, выясняла его уровень развития, над чем работать. По-моему, очень даже правильно, зачем им чье-то постороннее мнение, а тем более разрешение, если работать с ребенком в дальнейшем будет не ПМПК, а школьная команда специалистов?
Но тем не менее ПМПК для чего-то же существует. Обычно все их действия сводятся к попыткам вообще изолировать особого ребенка от какой-бы то ни было школы, как это не грустно.

2 симпатии

chikaptichka, огромное спасибо за этот топик. У нас один из трех особенный. Мы за него очень волнуемся. Он большой уже (13), учить язык ему будет сложно, он и родной-то с трудом освоил. Как хорошо, что все так удобно сделано и атмосфера и отношение доброжелательные. Мы сейчас снимаем квартиру в Москве рядом с специальной общеобразовательной школой, где он хоть как-то может учиться, возим его на занятия с нейропсихологом. А до этого жили в области, там практически не было никаких ресурсов для детей с подобными особенностями развития. Но перспективы социализации весьма туманны здесь в России. Мы ждем интервью весной. Ему очень нелегко придется на новом месте, но благодаря вашему рассказу я еще раз убедилась, что мы делаем правильный выбор.