Взято отсюда: http://immigration.andrewz.org/us/us_newcomers/us_health/us_ins_health.html
Автор из Техаса, но практически все справедливо для любого другого штата.
1. General
Пишу про американскую систему медицинского страхования на примере Техаса и личного опыта. Я надеюсь, что отличия других штатов будут небольшими. Опять же прошу помогать с деталями всех желающих и знающих. Главная причина, по которой я решил написать – отсутствие внятной информации по всем этим темам на Интернете, а то бы проще было ссылку дать, чем время гробить на писанину. И заранее прошу извинить за опечатки и неточности.
Сначала о механической организации здравоохранения, затем о страховках.
Основные игроки на поле здравоохранения: пациенты, страховые и фармацевтические компании, доктора, госпитали и лаборатории.
Доктор – это человек, получивший специальную лицензию на практику. Всё построено вокруг него. Основа здравоохранения – частная практика. На практике доктор часто является компанией – то есть у него могут быть приёмная, свой кабинет, вспомогательные помещения, диагностическая аппаратура, несколько кабинетов для осмотра пациентов, регистрационный персонал, финансовый персонал, регистрированные медсёстры (registered nurse), которые имеют право оказывать определённые виды медицинской помощи, сеть компьютеров под Юниксом для персонала и обязательно телефонная система. Задача всего вспомогательного персонала – решать все насущные вопросы, не имеющие непосредственного отношения к собственно медицине. Персонал следит за заполняемостью смотровых комнат, а доктор обходит их всех, как на конвейере. То есть персонал служит для оптимизации времени доктора. Понятно, что такую ораву и большие помещения надо содержать, поэтому цены высоки. Говорят, что здоровенный кусок денег уходит на обязательное страхование докторов от malpractice suits – за возможность посудить доктора в своё удовольствие, мы платим из своего кармана.
Ремарка в сторону. Офисы докторов отличаются от советских/российских. Как правило есть одна большая приёмная и могут быть несколько маленьких комнат ожидания. Везде кресла, диваны, журнальные столики с (сюрприз! ) журналами. Персонал редко появляется в белых халатах. Как правило, они одеты в разноцветную одежду свободного покроя. Однако практически для любого осмотра врач наденет резиновые перчатки и будет пользоваться всем одноразовым. Всё что не одноразовое (например, халат для пациента), как правило, при тебе извлекается из пакетов и при тебе же выкидывается на обработку.
Понятно что содержание такого офиса стоит дорого и, дабы уменьшить расходы на содержание офиса, доктора могут объединяться. Несмотря на это каждый доктор сохраняет своё имя и везде во всех списках перечислен по имени, а не как логопед из 5-й больницы. То есть фронт его практики сохраняется, и персонификация не теряется. Обычно объединяются врачи одной специальности. К таким объединениям проще присоединится молодому доктору, у которого нет начального капитала. Типовой размер объединения в Далласе – до 4-х человек. Встречал объединения до 8 человек. Иногда в объединении могут быть, кроме докторов, медсёстры-акушерки и регистрированные медсёстры. Для пациента плюс здесь в том, что как правило такие объединения учавствуют в большем количестве страховок, чем один врач. Другой плюс, в том, что если по каким-то причинам твой врач принять не сможет (заболел, срочный вызов), то второй врач примет. Это не обезличивает визит, когда офис не велик и все врачи известны пациенту. Минус один, но большой: при увеличении числа врачей до определённого предела (~8 человек) начинается беспорядок с делопроизводством в офисе (теряют копии страховых документов, путают appointments и так далее). Это не фатально, но кому такое нравится?
Регистрированная медсёстра – довольно высокий медицинский титул требующий образования и лицензии на практику. Я встречал медсестёр, которые имели научные степени. Наиболее успешные медсёстры могут иметь личную практику. Я, как правило, встречал их в составе объединений, где они разбирают простые случаи, требующие не огромных знаний, а большого опыта. Согласитесь, таких случаев большинство. Я даже больше люблю консультироваться о своём ребёнке с регистрированной медсестрой, чем с доктором (когда я знаю, что ребёнок заведомо не болен). Впрочем, медсестра при малейшем сомнении тренирована приглашать доктора для консультаций. Визит к медсестре стоит дешевле визита к доктору.
Госпиталь – как правило большое медицинское учереждение. Содержит палаты, оборудование, в том числе и очень дорогое, которое врачи не могут позволить себе иметь в их офисах, медперсонал (нянечки, сиделки, медсёстры). Могут иметь в штате докторов (ER?). При необходимости произвести сложное обследование или операцию, доктор (точнее, его персонал) от имени пациента резервирует на требуемое время facilities, нужные для процедуры. Например, палату на два дня, операционную, анестезию. При этом к палате будет круглосуточно прикреплена медсестра. Палата будет оборудована приборами круглосуточного мониторинга состояния больного, в ней будет вся необходимая мебель, телевизор, телефон и, конечно, индивидуальный душ с туалетом (здесь и далее сужу по условиям в ближайшем ко мне госпитале, в другом я видел подобную же картину). В операционной врача будут ждать операционный персонал со всеми необходимыми инструментами и медикаментами и анестезиолог со своей аппаратурой. В стоимость палаты входит еда – не разгон, но почти как ресторан средней руки. Если врач пропишет пациенту какое-нибудь лекарство, госпиталь будет ответственен за его получение и дозировку пациенту – как и везде. Стоит отметить, что госпиталь выставляет счёт за помещения и за все расходуемые медицинские материалы по раздельности. Страховки знают это, так что, если не требовать ничего сверх типового, проблем с этим нет, и платить отдельно за каждую пилюлю не надо. Опять же услуги докторов в счёт госпиталя не входят.
Как быть, если приспичило, а нужного доктора у тебя нет? Каждый госпиталь имеет контракты с докторами нескольких специальностей, которые дежурят круглосуточно. Если ты не можешь указать госпиталю кого пригласить, или времени для разбирательства нет, то тогда тобой займётся дежурный врач. Запросто может оказаться, что он не в плане (об этом см. ниже). Следует отметить, что эти доктора, как правило, не работают на госпиталь, а всё так же независимые. Просто у них есть контракт об услугах. Заодно скажу, что некая связь с госпиталем у доктора часто есть. Например, госпиталь может иметь специальные здания для приёмных врачей и арендовать там площади. Опять же у доктора могут быть особые отношения с конкретным госпиталем – например, упрощеный доступ к ресурсам и меньше бюрократии. Да и близость к госпиталю доктору важна – ну не будет же он для примитивной процедуры полдня ехать на другой конец метроплекса.
Отдельно от всех докторов стоит анестезиолог. Это отдельный доктор, ответственный за твою жизнь и твоё состояние во время хирургических вмешательств. Мне ни разу не удалось (нельзя в реальной жизни?) запланировать какого-то конкретного анестезиолога. Всегда приходилось пользоваться услугами дежурного. А он мог оказаться и не в моей сети.
Главный в госпитале – пациент. Посетители и доктора приходят к нему. Запросто может оказаться, что у каждого пациента в госпитале свой доктор. Нет такого “это крыло доктора А, а то крыло доктора Б”.
Госпитали, как и врачи, любят кучковаться образуя подчас здоровенные сети госпиталей.
Лаборатории – это отдельные специализированные медицинские организации, которые обрабатывают анализы. Часто это связано с содержанием дорогого оборудования и повышения пропускной способности персонала. Анализы делятся на две группы: требующие и не требующие интерпретации врача. Например, группа крови не требует интерпретации врача, тогда как уровень сахара в крови требует. Некоторые страховки не покрывают анализы первого типа.
Часть анализов может быть очень дорогой и требующей врача для проведения самого анализа. Пример: практически все сканы (ультразвук, CAT, снимки через катетер).
Теперь исторический экскурс о медицинских страховках. Изначально страховок не было – пришёл, полечили, заплатил из кармана. Затем появились страховки. Схема отношения с врачами не изменилась, но после этого пациент брал все бумажки, полученные у врача, и посылал их в свою страховую компанию для возмещения части затраченных денег. Понятно, что в прямую эта схема будет работать плохо:
Врачи берут разные деньги за одни и те же услуги. Сколько платить?
Можно договориться с врачoм и ходить лечится к нему за огромные деньги, деля страховые платежи (insurance fraud).
Однако историческая традиционная схема сохранилась под названием Indemnity или FFS (fee-for-service) Insurance. Как правило, она имеет deductibles, и возмещение остатка тоже не полное, хотя в реальности может быть лимит на out-of-pocket expenses (деньги, которые пациент платит из своего кармана), после которого страховка платит полностью. Я не буду удаляться в эту экзотику, скажу только, что она сильно похожа на non-network provider coverage на PPO, которая описана ниже. Разумеется, на FFS можно пойти к любому врачу, никаких ограничений (как и самой сети) нет. Обычно FFS стоит довольно дорого и имеет большие out-of-pocket expenses. Зато очень гибка.
В современной Америке лидируют две схемы страхования: PPO и HMO – так называемое Managed Care.
Начну с общей схемы страхования.
Кто такие пациенты? Традиционно в Америке страховка предлагается на семью. При изменении состава семьи новые члены добавляются по упрощённой процедуре. Аналогично при уменьшении. Можно отказаться и вписать в страховку не всех. Как правило, одна схема применяется для всех застрахованных, но размер месячного платежа может зависить от состава семьи. Зависимость определяет страховая компания. На моей страховке есть 4 варинта: холостой, семейная пара, взрослый + дети, семейная пара + дети. Плохость здесь в том, что нет градации 1 ребёнок, два ребёнка и так далее, как на некоторых других страховках. Платишь одинаково за 1 и за 15. То есть это хорошо для многодетных, но плохо для семьи с одним ребетёнком.
Строго говоря, есть разница между patient и primary insured. Первый – кого лечат, второй – кто непосредственно заключал договор на страховку себя и семьи, он-то и имеет дело с финансовой стороной. Я буду употреблять термин пациент во обоих смыслах.
Страховая компания создаёт сеть (network) для обслуживания пациентов. Не надо думать, что это некоторая медицинская компания, в которой работают врачи. Врачи независимы, и они просто вступают в сеть. При вступлении они подписывают контракт, по которому обязуются получать за свои услуги согласно прескурантам сети (страховой компании) и заниматься определённым бумагооборотом. Зачем вступать и соглашаться на более низкие расценки? Пациенты. Если тот или иной доктор не работает с моей страховкой, то я к нему пойду только в крайнем случае. Поэтому доктора часто члены двух-трёх десятков страховых программ. Надо заметить, что не только частные врачи, но и организации могут быть участниками сети, например, госпитали, лаборатории и аптеки. Вообще все, кто выставляет счета за медицинское обслуживание, как физические, так и юридические лица.
При такой схеме жизнь пациента упрощается. При посещении своих докторов уже не надо (теоретически) самому заниматься разборками со страховой компанией. Для этого в офисе доктора есть специальные люди, которые будут заниматься бюрократией. Опять же не надо звонить в страховую компанию заранее, дабы узнать насколько она покроет процедуры – врач в сети сам уполномочен принимать свои решения.
Практически для всего есть свои deductibles. Это некоторая сумма (обычно фиксированная), которую ты обязан заплатить до вступление страховки. Например, за каждый визит к доктору надо заплатить определённую (обычно небольшую) сумму. Обычно для своего доктора всё остальное оплатит страховка. Я слышал, что есть формальный закон, запрещающий сведение deductibles к нулю по ряду причин, но сам текст этого документа не видел. Ниже немножко подробнее о deductibles с конкретными примерами систем.